, 4 мин. на чтение

Дом недели: доходный дом Бабанина в Климентовском переулке

В жизнеописании доходного дома Бабанина в Климентовском переулке немало белых пятнен, слухов и легенд.

Доподлинно известно: автор первых московских «тучерезов» Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее родился 150 лет назад, 31 марта. Местом рождения представителя австрийского рода, оставившего заметный след на карте столицы, называется город Вязьма. Отец Эрнста-Рихарда, Карл-Анжей Нирнзее, по некоторым сведениям, служил машинистом Московско-Брестской железной дороги. Мать, польку, звали Марианной Людвикой Стржижевской.

В Москве Эрнст Нирнзее оказался в 1898 году, освоился, начал собственное дело — слесарно-механическое предприятие, записался в купцы, в 1900 году получил диплом строительных курсов М. К. Приорова.

В списках членов Архитектурного общества и Русского технического общества Нирнзее не значится. Зато имеются документальные свидетельства его причастности к Московскому автомобильному обществу и об успешном участии в автопробеге Москва — Ярославль — Москва 1913 года.

1917–1920

Пока нет уверенности, что на тех немногочисленных подслеповатых фотографиях изображен именно Нирнзее. Но представить себе его внешность дает возможность описание нашего героя в полицейском деле: «среднего роста, среднего телосложения, светлый блондин, лицо полное, брови светлые, нос обыкновенный, борода светлая буланже, усы средние, походка ровная… ».

За годы ухо москвича успело привыкнуть к фамилии Нирнзее. Еще бы! Эрнст Карлович автор 49 зданий. Строил дома преимущественно доходные — беспроигрышный вариант по тем временам. Свои работы подписывал неизменно как «техник архитектуры».

Домом Нирнзее горожане привычно называют девятиэтажный дом №10 в Большом Гнездниковском переулке, считая его первым небоскребом. Логично: для московского ландшафта 1912 года, собранного из уютных особнячков и маленьких домиков, этакая впечатлительная этажность оказалась абсолютной новинкой.

Тем не менее примерно в то же время в другой части Москвы Нирнзее строит еще один — замоскворецкий — небоскреб, доходный дом Михаила Ивановича Бабанина (Климентовский пер., 6/6).

Уроженец Переславля-Залесского Ярославской губернии поднялся на игольном и галантерейном бизнесе. В русле тогдашних тенденций купец 1-й гильдии, личный почетный гражданин Михаил Бабанин (1856–1917), глава торгового дома «М. Бабанин и Ф. Бачурин», вложил возросшие доходы в домостроение. Проживал в Замоскворечье в двухэтажном флигеле бывшей усадьбы Куманиных на Пятницкой, 27, не уцелевшей от времени. Был старостой храма Святой Параскевы Пятницы с трехъярусной колокольней (XVIII в.), того самого, что снесли в 1935 году, заменив павильоном метро «Новокузнецкая».

В 1908 году Бабанин приобрел участок земли в переулке, соединяющем Большую Татарскую улицу и Большую Ордынку, названном по церкви Священномученика Климента, построенной в 1760-е годы. Над заповедным уголком Замоскворечья, в массе своей двухэтажного, в 1912–1913 годах Эрнст Карлович Нирнзее возносит «тучерез» о восьми этажах.

Величественная доминанта, ныне объект культурного наследия регионального значения, решенная автором в неоклассических формах, имеет два равноценных фасада, завершенных фронтонами. В плане здание трехсекционное, имеет форму буквы Ш, образует пару внутренних дворов. Угол дома подчеркнуто выделен цилиндрическим эркером с купольной ротондой. Эта «чернильница» с круглыми окнами, вырастающая над третьим этажом, напоминает ротондальное завершение так называемого Наугольного дома Шереметева на Воздвиженке, построенного в 1780 году Матвеем Казаковым.

Декорация фасадов дома Бабанина в Климентовском переулке — это композиция тончайшейграфики филенок, карнизов, балясин, лепных ампирных медальонов, факелов, грифонов, гирлянд, масок, обрамления оконных проемов. Во многих помещениях использованы своды «монье» — перекрытия с лучковыми сводами. Дом был оснащен центральным водяным отоплением, лифтами, цоколь облицован плиткой-кабанчиком.

Бабанин предоставлял своим квартиросъемщикам в зависимости от их достатка варианты апартаментов с разнообразием по площади, количеству комнат, планировке, комфорту, освещенности, видам из окон. Полуподвал и мансарда также сдавались в наем.

У Михаила Ивановича Бабанина с женой Прасковьей Федоровной, урожденной Волковой, по купеческой традиции было много детей: сыновья Владимир, Николай, Константин и дочери Клавдия и Зинаида.

Отец семейства в 1917 году скончался. Старший сын купца, Владимир Михайлович Бабанин, выпускник коммерческого училища, после революции работал старшим бухгалтером в ремонтно-строительной конторе Мосгорздравотдела. В 1937 году его арестовали и осудили на 10 лет лагерей без права переписки, что означало расстрел.

Младший сын, Константин Михайлович Бабанин (1884–1965), в 1913 году окончил Московский университет, юридический факультет. Параллельно в школе МХТ получил театральное образование и до 1923 года входил в труппу Художественного театра. Константин Бабанин выступал сорежиссером нескольких мхатовских постановок, вел педагогическую деятельность, был одним из организаторов студенческого театра МГУ.

Трагическая история произошла в доме в Климентовском переулке в июле 1945 года. В одной из коммуналок на седьмом этаже проживал мастер художественного слова Владимир Яхонтов, первый исполнитель поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», создатель театра одного актера. Без любимца публики не обходился ни один сколько-нибудь важный концерт.

В 1945 году Яхонтова, отказавшегося вступать в партию, впервые не пригласили на радио участвовать в Пушкинских днях. И, как позже вспоминала Надежда Мандельштам, пребывающий в сильном нервном напряжении «Яхонтов выбросился из окна своей комнаты в припадке страха, что идут его арестовывать».

В 2021 году на фасаде дома появилась мемориальная доска, выполненная архитектором Александром Бродским. На ней написано: «Ромен Гари, французский писатель, военный летчик свободной Франции, дипломат, жил в этом доме с 1917 по 1921 год». Ромен Гари, он же Роман Кацев, будущий дважды лауреат Гонкуровской премии, автор романа «Обещание на рассвете», прожил в коммуналке в Климентовском переулке вместе с матерью, актрисой из Вильно Миной Овчинской, и няней-полькой Аниелой Войцехович.

Среди преданий, коими окутана фигура сегодняшнего юбиляра, курсирует легенда. Согласно ей, Эрнст-Рихард Нирнзее, предвидя рост антинемецких настроений во время Первой мировой войны, бросился с лестницы.

И все же могила знаменитого техника архитектуры обнаружилась в Варшаве на Повонзковском кладбище, где тот был упокоен в 1934 году.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com