, 4 мин. на чтение

Дом недели: доходный дом Хомякова на Петровке

«Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода» — написано золотыми буквами над входом в здание Сецессиона, знаковом памятнике венского модерна.

В похожей стилистике в 1900 году был построен доходный дом в Москве. Автор — интерпретатор венского Сецессиона, приверженец сочетания чистых плоскостей, квадратов и прямых линий Илларион Александрович Иванов-Шиц.

Архитектор родился 28 марта 1865 года в селе Михайловка Воронежской губернии. Учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, где среди его однокашников, к слову, был Лев Николаевич Кекушев.

1902

Впоследствии Илларион Иванов-Шиц станет автором знаковых сооружений в нашем городе, таких как здание Купеческого собрания, ныне театр «Ленком», Государственный народный университет им. Шанявского на Миусской площади, ныне РГГУ, Солдатенковская клиника, ныне Боткинская больница.

К столетию Пушкина Иванов-Шиц оформит площадку для будущего памятника поэту. На закате жизни, уже в советское время, зодчему была доверена перестройка залов Большого Кремлевского дворца под зал заседания Верховного Совета СССР. Успел Илларион Александрович поработать в ВЦСПС, Лечсанупре, удостоится ордена Ленина.

По окончании института Иванов-Шиц немало времени проводил в путешествиях, бывал на стажировке в европейских странах, где вдохновился текущими трендами. Особенно близки его сердцу были постройки Отто Вагнера, импонировало стремление австрийца к упрощению форм в сочетании с использованием кованого железа. Для достижения особых динамичных эффектов Вагнер прибегал к применению железобетона.

1994

С 1890 года адепт Вагнера Илларион Иванов-Шиц служит помощником городского архитектора в переживающей строительный бум Москве. На волне набирающей силу моды на сдержанные классические формы, отклоняющей вычурность и кривизну линий, архитектору было что предложить состоятельному заказчику. Там, где улица Петровка пересекается с Кузнецким мостом, когда-то стоял деревянный дом с конторами и магазинами, но сгорел.

Проект доходного дома для этого участка Иванову-Шицу заказывает представитель старинного дворянского семейства, предприниматель, коннозаводчик, библиофил, действительный член Русского орнитологического комитета, товарищ председателя Бюро отдела орнитологии Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений Алексей Степанович Хомяков.

Обширное владение на Кузнецком мосту принадлежало Хомяковым с 1790-х годов. Раньше земля была в руках князей Щербатовых.

Один из основателей московского Английского клуба, отставной поручик лейб-гвардии, увы, картежник и кутила, Степан Александрович Хомяков был женат на обладательнице сильного характера Марии Алексеевне Киреевской, даме твердых убеждений. Один из их троих детей, Алексей, прославил семейство, став писателем, философом и далеко небезызвестным славянофилом.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), автор лирических драм «Ермак» и «Димитрий Самозванец», переводил Тацита и Шиллера, обосновал принцип соборности, полагал, что историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом.

Женился он на сестре «поэта радости и хмеля» Николая Языкова, Екатерине Михайловне, всю жизнь посвятившей воспитанию их семерых детей. Жившее прежде в районе Ордынки, семейство Хомяковых переехало на Петровку.

В 1825 году на углу Петровки и Спасского (сейчас Копьевского) переулка строится вместительный каменный дом, по некоторым сведениям, по проекту занимавшегося реконструкцией соседней Театральной площади Осипа Бове. К элегантному строению с колонным портиком примыкает деревянный флигель, о котором выше упоминалось как о сгоревшем.

В том флигеле располагался облюбованный актерами трактир «Щербаки», названный по имени владельца Спиридона Степановича Щербакова. «Щербаки» славились расстегаями с мясом.

Историк Петр Бартенев вспоминал о живших первое время на Петровке Хомяковых: «Алексей Степанович обедал около 3-х часов и, окруженный целою толпою детей своих с их гувернантками, неумолчно говорил, уверяя, что детей своих лишил он дара слова…  Жену его, милую и кроткую Екатерину Михайловну, видал я только в столовой. Она редко приходила к нему в кабинет, где всякое утро шли беседы неумолчно веселого ее супруга с его гостями… ».

Со временем владение на Петровке перешло к родственникам славянофила. Сперва к мужу сестры, а затем к его племянникам Ивану и Степану Васильевичам Хомяковым.

Сын одного из братьев, Степана Васильевича, старшины Английского клуба, Алексей Степанович Хомяков, внучатый племянник и полный тезка писателя, любитель орнитологии, собственно говоря, и стал заказчиком архитектора Иллариона Иванова-Шица в 1900 году.

Газета «Раннее утро» за 10 марта 1914 года сообщала: «В городском манеже открылась 35-я очередная выставка птицеводства Императорского московского общества птицеводства. А. С. Хомяков выставил изумительно красивых павлинов… ». А еще в Тульской губернии Алексею Степановичу принадлежал конный завод.

Когда у молодого Хомякова возникла идея построить на месте сгоревшего флигеля на Петровке роскошный доходный дом, начались разногласия с городскими властями, не утвердившими план. Дума требовала продажи треугольного клочка земли, который бы позволил расширить выезд из переулка. Алексей Степанович оценил участок в немыслимые 100 тыс. рублей, обнес его железной решеткой, землю вскопал и посадил тополя, ветлу и осину. Горожане потешались над самодуром. Однако же деревья в Хомяковой роще росли, пока рос строящийся четырехэтажный дом с магазинами.

Угловую часть авторы проекта (Иванов-Шиц привлек к работе своего педагога Максимилиана Карловича Геппенера) акцентировали граненым эркером, увенчали его полуротондой.

Верхние этажи доходного дома, оштукатуренного и облицованного керамической плиткой, были отданы под коммерческое жилье, в том числе недорогие меблированные комнаты «Ницца», населяемые по преимуществу актерами Большого и Малого театров.

Первый этаж с панорамными окнами заняли банк Волкова с сыновьями, магазин дамской моды мадам Дарзанс, мастерская золотых дел мастера Иосифа Фульда, кондитерская Иости, книжный магазин И. И. Глазунова. Пространства второго этажа частично достались мебельному отделу магазина «Мюр и Мерилиз».

Фасад украшали декоративные вазоны, картуши, львиные маски и античные женские головки. Увы, вся эта роскошь была утрачена при реконструкции и надстройке здания еще двумя этажами в 1931 году. Какие только конторы в доме с такой удобной локацией не сменяли друг друга за прошедшие годы: трест «Текстильимпорт», Наркомвод СССР, Министерство речного флота РСФСР, «Совтрансавто» и др.

Эльдар Рязанов «поместил» здесь статистическое учреждение и снимал сцены из «Служебного романа».

Сейчас в доме на Петровке, 3/6, обладающем статусом объекта культурного наследия регионального значения, находится Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com