Архитектор Иван Павлович Машков (1867–1945) по рождению был Иваном Михайловичем Соколовым.
Сын деревенского кузнеца из Тамбовской губернии, Иван Соколов полностью осиротел и был определен родной теткой к приемным родителям в состоятельную липецкую купеческую семью Павла Карповича и Наталии Ефимовны Машковых. Так Соколов стал Машковым. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, составил успешную профессиональную карьеру. В декоративном оформлении одной из самых известных своих построек зодчий зашифровал свою фамилию, а заодно и фамилию домовладелицы, вдовы генерал-майора госпожи Марии Сокол, заказавшей ему проект в Москве.
Речь идет о доходном доме на Кузнецком Мосту, 3, который широко известен как дом Сокол (1903–1904). Ныне это объект культурного наследия регионального значения.
Город в начале XX столетия быстро менял облик. «На месте флигельков восстали небоскребы, / И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн… » — так происходящую в древней столице ситуацию, к примеру, видел поэт Валерий Брюсов.
Прямые углы в архитектуре сменили плавные линии, господствовала асимметрия, железобетон, стекло и железо вступали в диалог с богатым декоративным украшением в виде женских головок, новой покраской стен фасадов в оттенки лилового, нежно-серого, зеленого.
Купцы-нувориши, новая буржуазия, в постоянных путешествиях по Европе живо наблюдали происходящее там и, понятное дело, у себя стремились копировать, перенимать шик мировых столиц.
Госпожа Сокол решила выстроить пятиэтажное здание с меблированными апартаментами, предполагаемыми под сдачу внаем, абсолютно в венском стиле, сделать этакий оммаж австрийскому зодчему Отто Вагнеру, как раз предпочитавшему простую геометрию, четкий ритм и минимум извилистых линий.
Первый этаж должны были заполнить магазины и конторы.
В своем проекте Иван Машков мягко ввел кривизну линий в центральной части фасада, подчеркнув ее характером балконов и их оградительных решеток.
Дом Сокол строился на участке, где четко наблюдался подъем улицы Кузнецкий Мост, и ясно было, что здание хорошо будет видно с разных точек. В особенности виден был плавно его изгибающийся аттик, заполненный майоликовым панно, где как раз и изображался тот самый сокол, символическая авторская подпись, парящий над горными кручами, степями и полями, покрытыми цветущими эдельвейсами.
Автором эскиза к майолике стал художник Николай Николаевич Сапунов, член артистических объединений «Алая роза» и «Голубая роза», довольно рано погибший: он утонул в Териоках во время прогулки на лодке.
Майолика для доходного дома Сокол изготавливалась в мастерских Бутырского завода, выпускавшего абрамцевские керамические изделия, которым управлял Савва Мамонтов. Завод также имел отношение к строившейся неподалеку роскошной гостинице «Метрополь», принципы оформления фасада которой, без сомнения, весьма схожи.
Иван Машков помимо майолики аттика украсил свое сооружение плиткой с радужным блеском и рельефными изразцами, так называемыми рыбками, созданными по ранним рисункам великолепного художника Михаила Врубеля, к слову сказать, автора «Принцессы Грезы», венчающей «Метрополь».
На первом этаже дома, как и предполагалось, разместились магазины, в том числе магазин дамских шляп Пемова, готового платья Якобсон, мебельный магазин Соловьева, магазин роялей «Дидерихс», обувной магазин, а также парикмахерская Тихомирова и итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Во втором этаже открылся ресторан. На третьем и четвертом этажах расположилось по восемь квартир большой площади и с функциональным зонированием: гостиной, кабинетом, детскими и спальнями, на пятом — девять престижных апартаментов. Особенно ценилось жилье, окнами выходившее на Кузнецкий Мост. И, разумеется, менее — квартиры поскромней, обращенные во внутренний двор. В доме Сокол имелся подвальный этаж со складскими помещениями, дворницкой и небольшими служебными квартирами.
В разное время в доме Сокол проживали представители творческой интеллигенции: оперная певица, контральто Евгения Ивановна Збруева, ведущая актриса Малого театра Елена Николаевна Гоголева, дирижер Большого театра Юрий Федорович Файер.
В советское время нижний этаж занимал магазин «Международная книга», популярная книжная лавка издательства «Академия». Потом постройку населили офисы и представительства иностранных авиакомпаний, архитектурно-градостроительная организация «Моспроект-3».
В настоящий момент город выставил на торги помещения в легендарном доме Сокол на Кузнецком Мосту, которые будут реализовываться через аукцион со стартовой ценой 21,9 млн рублей. Заявки на участие в торгах принимаются до 18 октября.
Фото: Евгений Чесноков