Дом недели: доходный дом Варваринского акционерного общества на Остоженке
Добрый десяток московских адресов приписывается местам, связанным с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Так, после трагической гибели Берлиоза поэт Иван Бездомный пускается в погоню за Воландом и его командой и попадает в «… переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный. И вот здесь-то Иван Николаевич окончательно потерял того, кто был ему так нужен. Профессор исчез… ».
Эксперты полагают, что речь идет о Пожарском (до 1922 года Савеловском) переулке, выходящем на Остоженку в том месте, где гигантское по тем временам здание занимает существенную часть квартала. Имеется в виду доходный дом Варваринского акционерного общества домовладельцев, построенный в 1901–1905 годах (Остоженка, 7, стр. 1), выявленный объект культурного наследия. Его реставрация сейчас как раз подходит к концу.
Был сделан ремонт чердачных, подвальных помещений, цоколя, стен, потолков лестничных клеток, тамбуров, холлов, архитектурных элементов, окон, проведена гидрофобизация, места замоканий обработаны биоцидным препаратом, от старой краски расчищен фасад, модернизированы системы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, деревянные поручни лестниц отшлифованы, покрыты лаком и отполированы, подновлены ступени и плинтуса.
Варваринское акционерное общество, имевшее серьезный капитал, занималось строительством доходных домов, оборудованных всеми тогдашними техническими новшествами и отвечавших требованиям комфорта состоятельной публики. 6 сентября 1897 года о создании компании по торговле коммерческой недвижимостью объявили ее учредители — три влиятельных московских миллионера Александр Иванович Шамшин, Александр Данилович Шлезингер и Семен Васильевич Лепешкин. Сегодня их бы назвали девелоперами.
Фамилия Шамшина, купца 2-й гильдии, члена совета Московского купеческого банка и правления Московского товарищества соединенных фабрик золотоканительного производства «Алексеев Владимир, П. Вишняков и А. Шамшин», директора меднопрокатного и кабельного заводов, фабрики по производству электрических лампочек, в истории Москвы сохранилась также в связи с доходным домом на Знаменке, который ему построил Франц Шехтель.
Кроме того, Шамшин был общественником — депутатом Московской государственной думы и попечителем нескольких московских учебных заведений. В селе Кленово около Подольска при храме Святителя Николая Чудотворца Александр Иванович выстроил на свои средства богадельню во имя святой великомученицы Варвары.
Шлезингер начинал карьеру гофмаклером (наблюдателем при продаже) на Московской бирже. Затем занял пост председателя правления Московского купеческого банка, выборного Московского биржевого общества.
Выпускник коммерческой академии в Дрездене член купеческого семейства Семен Лепешкин, вернувшись на родину, стал одним из учредителей и директором Московского товарищества механических изделий, владевшего производством машин для текстильных фабрик.
Успешно ведя бизнес, столь же активно купец занялся и общественной деятельностью в качестве гласного Московской городской думы и почетного члена Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета.
Среди объектов, которыми занималось Варваринское акционерное общество, числились гостиница «Националь», электротеатр «Художественный», доходный дом на Варварке, 7.
Учредители предпочитали привлекать к проектам своих зданий успешных зодчих.
В 1898 году они приобрели участок, где прежде располагалась обширная усадьба Мухановых, владевших землей еще с конца XVIII века. Член этого почтенного семейства декабрист Петр Муханов был сослан на каторгу в Сибирь.
С сыновьями сенатора Алексея Ильича Муханова Александром и Владимиром был дружен Пушкин. В память об этой дружбе сохранилось несколько записочек поэта: «Приходите ко мне завтра вечером в 8 часов; мы будем читать Годунова» или «Милый мой Муханов, когда же свидимся мы, чтобы ехать к дяде — заезжай к Яру, я там буду обедать… ».
Варваринские акционеры разобрали оставшиеся на участке флигеля и начали строительство в две очереди доходного комплекса, состоявшего из каменных пятиэтажных корпусов.
Проект поручили архитектору Александру Васильевичу Иванову, учившемуся в Императорской Академии художеств, начинавшему весьма успешную (построил более шести десятков домов) строительную практику в Санкт-Петербурге и с неменьшим успехом продолжившему ее в Москве. Плодовитый Иванов хорошо чувствовал пропорции и отдавал должное классицизированной эклектике, обильно украшенной лепным декором, помогающим преодолеть монотонность и плоскостность ритма фасадных композиций.
Фасады дома Варваринского общества Иванов акцентировал элегантными эркерами, изящными полукруглыми балконами с коваными решетками, арочными нишами на колонках.
Квартиры, сдававшиеся в аренду, имели площадь от 100 до 200 кв. м и два входа — парадный и черный. Предусматривались отдельная комната для прислуги и карето-место во дворе.
В здании в 1912–1915 годах размещались «Московский математический кружок» и редакция журнала «Математическое образование», которым руководил профессор Болеслав Корнелиевич Млодзеевский.
Среди квартиросъемщиков дома было немало любопытных личностей. Год квартиру снимал инженер Владимир Шухов. Здесь проживали патологоанатом Алексей Абрикосов, историк Митрофан Довнар-Запольский, пианист Адольф Ярошевский, писатель Илья Эренбург, живописец Владимир Дриттенпрейс, зачинатель жанра чтения со сцены артист Александр Закушняк, искусствовед Борис Терновец, а также филолог Николай Лямин, к которому в квартиру №66 часто заглядывал его близкий друг писатель Михаил Булгаков. Но та ли это квартира на втором этаже, в которую, как сказано в романе, врывается литератор Бездомный и оказывается «в громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз»?
Фото: Максим Мухин, архив ЦИГИ, strados/u/dralov/pastvu.com