Григорий Антонович Захарьин грозно постукивал огромной палкой, с которой не расставался.
Неврит седалищного нерва вынуждал профессора медицинского факультета Московского университета постоянно носить валенки. Даже летом. Больные, зная вздорный характер клинициста-практика и виртуозного диагноста, побаивались, но неизменно шли на прием. Обладавшего большим талантом врачевания, его ценили коллеги, в том числе и Антон Павлович Чехов, бывший его пациентом, как и Лев Николаевич Толстой. Григорий Захарьин (1829–1897/1898) лечил императора Александра III в Ливадии.
Причину многих недугов Захарьин находил во вредной пище, пагубных привычках, отсутствии свежего воздуха, физических нагрузок. Лучшим из курортов доктор почитал подмосковную деревню, где предлагал больным дышать навозным воздухом, пить свежее молоко, спать на сене и выздоравливать.
Помимо обширнейшей практики Захарьин читал лекции и занимался научными исследованиями. В числе им опубликованных трудов — «Взаимное отношение белковой мочи и родимца беременных», «О примечательном в диагностическом отношении случае хронической рвоты», «Приготовляется ли в печени сахар», «По поводу некоторых вопросов о крови», «О возвратной горячке» и др.
До самой кончины (Захарьина разбил апоплексический удар, и врач сам поставил себе диагноз) он прожил в Мещанской части Москвы. Дом по четной стороне главной улицы слободы, 1-й Мещанской (теперь это проспект Мира, 20, корп. 1), Григорий Антонович Захарьин купил в 1863 году, через год после женитьбы на Екатерине Петровне Апухтиной, наследнице состоятельного орловского помещика.
К слову, великолепные мраморные портреты супругов Захарьиных по заказу их дочери Александры в 1910 году выполнила Анна Голубкина.
Доктора Захарьина скульптор лепила уже по фотографии, угасающая же Екатерина Петровна ей позировала.
«Вдова Григория Захарьина — палата ума и образования — маленькая ласковая старушка, теперь медленно умирала от сахарной болезни, и, несмотря на уход дочерей и советы учеников своего знаменитого мужа, очень страдала и тайком от дочерей тянула руку к сахарнице… » — вспоминал современник.
Дом на Мещанской унаследовал сын Захарьина, Сергей, впоследствии продавший имение состоятельному купцу 1-й гильдии из города Симбирска, владельцу суконной фабрики Василию Афанасьевичу Арацкову. Тот, недолго думая, заказывает перестройку исторического здания молодому зодчему, недавнему выпускнику Института гражданских архитекторов в Санкт-Петербурге Александру Веснину, его брату Виктору и гражданскому инженеру Павлу Павловичу Висневскому.
Вид на Сухареву башню со стороны Мещанской улицы, дом Долговых слева, 1901-1903
Слава конструктивистов Весниных еще впереди. Пока же их архитектурная практика связана с модным стилем неоклассицизма, традициями палладианства, которые они изучают непосредственно на месте, путешествуя по Италии. Палладианской виллой выглядит особняк на Мещанской (1909–1913), украшенный рустованным фасадом, эркером-полуротондой над подъездом, портиком и маскаронами замковых камней.
Проектировщики растесали окна, осуществили перепланировку интерьеров, добавив лепные плафоны, парадную лестницу, верхний холл. Во дворе предприниматель Арацков устроил торговые склады.
Однако в историю нашего города строение вошло все же как дом Долговых. Вот и знаменитые альбомы Матвея Федоровича Казакова сохранили чертеж 1801 года с соответствующей подписью: «Фасад дому именитаго гражданина титулярнаго советника Луки Иванова сына Долгова, состоящего на большой Мещанской улице за Сухаревой башней».
До Долгова земли за Сретенскими воротами Земляного города принадлежали князьям Пожарским, затем князьям Долгоруким, а потом поделены на слободские дворы. Калужский купец 1-й гильдии Лука Иванович Долгов (1722–1783) приобрел довольно солидный участок — сегодня он тянется от дома 16 до дома 20 по проспекту Мира. Перебравшись в Москву, Долгов завел торг на Гостином дворе, продавал пеньку иностранным купцам, соотечественникам — колониальные товары. В иные годы денежный оборот долговского бизнеса весьма превосходил обороты конкурентов. В 1770–1772 годах на Москве свирепствовала моровая язва. Лука Иванович сделался активным членом Предохранительной комиссии по борьбе с эпидемией. За самоотверженную благотворительность купец в 1775 году он был пожалован чином титулярного советника (IX класса) в ранге сухопутного капитана. Через восемь лет Долгов уже именитый гражданин. Его брат Афанасий был одно время московским городским головой.
Благочестивый подвижник Лука Долгов на собственные средства воздвиг каменный храм на Лазаревском кладбище, проект которого составил архитектор Василий Иванович Баженов. Зодчий приходился Долгову зятем, мужем его дочери Аграфены Лукиничны. Над тем же проектом работал еще один архитектор, Елизвой Семенович Назаров (1747–1822), также зять Долгова, отца 14 детей от двух браков. Авторство дома на Мещанской, построенного предположительно в 1775 году, специалисты приписывают как Баженову, так и Назарову. Первоначально дом был трехэтажным. Следы лаконичной раннеклассической наружной обработки сохранись на заднем фасаде. Благодаря чертежу в казаковском альбоме известно, что особняк имел фронтон и балкон.
После смерти Луки Ивановича Долгова владение перешло его вдове Сусанне Филипповне (урожденной Аршелевской) и незамужним дочкам.
Здание сильно пострадало в пожаре 1812 года, при восстановлении третий этаж разобрали.
В настоящий момент дом Долговых, имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения, занимает департамент семейной и молодежной политики города Москвы. И вот департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект комплексной реставрации и приспособления описываемого здания.
В ближайших планах ведомства укрепление фундамента и конструкций, включая деревянные, вычинка кирпичной кладки стен, гидроизоляция подвала, замена некоторых балок перекрытий. Обещано сохранение исторической планировки, воссоздание белокаменного цоколя, кровли, столярных заполнений, реставрация печных труб, самих изразцовых печей, балкона и парадной мраморной лестницы.
Фото: wikipedia.com, pastvu.com