, 3 мин. на чтение

Дом недели: дом Федора Рихтера на Пятницкой улице

Ухо москвича, особенно модного, успело привыкнуть к слову «Рихтер». Отель на семь номеров, с галереей современного искусства, библиотекой, садом и вермутерией, три года назад открылся на Пятницкой, 42, и назвался «Рихтером».

Отныне теплый свет из окон двухэтажного особняка (объект культурного наследия регионального значения) пробивается и манит, особенно когда внутри вечеринка или вернисаж Олега Кулика, Яна Гинзбурга, Саввы Савельева, коллекции Cartier.

Авторство строения в Замоскворечье приписывается архитектору Федору Федоровичу Рихтеру, родившемуся 213 лет назад 6 марта. Разумеется, настоящее имя уроженца курляндского Гольдингена (ныне прекрасной Кулдиги) было Фридрих Фридрихович, и доподлинно неизвестно, когда он оказался в России. Слишком скудны сведения о его юности. Однако установлено, что Рихтер, сын художника, декоратора (оформлял интерьеры Сената и Синода, Академии наук, Зимнего дворца), в 1827 году при строительстве Исаакиевского собора состоял рисовальщиком в чертежной, а в 1833 году окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Лучшим выпускникам традиционно полагалась европейская пансионерская поездка, и Федор Федорович Рихтер был отправлен в Италию.

В Риме он исследует Форум Траяна, термы Павла Эмилия, занимается обмерами античных памятников. Видимо, в Вечном городе Рихтер обнаруживает у себя склонность к художественно-археологической деятельности. В январе 1840 года Миланская академия принимает его в свои члены.

Из Италии Рихтер возвращается прямо в Москву, где с тех пор живет постоянно.

В нашем городе архитектор заостряет свой глаз на памятниках допетровского времени. «В русских церквах встречаются такие очертания, такие линии, прямые и кривые дуги, что им нельзя не удивляться», — записывает Рихтер собственные впечатления.

Профессиональная деятельность была им продолжена в качестве помощника Константина Тона на строительстве таких важнейших государственных объектов, как храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Большой Кремлевский дворец, где Рихтер составляет проекты Владимирского и Александровского залов.

В 1842 году знатока древностей, к тому времени уже академика архитектуры, поманила педагогика, и вот он уже возглавляет Московское дворцовое архитектурное училище, созданное на базе Архитектурного училища при Экспедиции кремлевского строения. Новый директор знакомит будущих зодчих с древними памятниками.

На фоне нынешних чудовищных сносов застройки нашей древней столицы не грех вспомнить, как складывалась российская научная реставрация. Эта школа формировалась под влиянием романтизма, во многом по аналогии с западноевропейской, и одним из основоположников этой школы стал именно Федор Федорович Рихтер.

В портфолио нашего героя реставрация таких памятников, как Боровицкая башня Московского Кремля, церковь Знамения в селе Дубровицы, Ипатьевский монастырь в Костроме, палаты бояр Романовых — родовое гнездо царствующей фамилии.

Проект реставрации сего уникального здания в Зарядье на Варварке был центральной частью государственной программы по увековечению национальных реликвий, и Рихтер составлял его на основе архивных документов и графических листов.

В процессе работы им были открыты сохранившиеся от древности лестницы, окна, двери и переходы. Особенно внимание архитектор уделил восстановлению печей, покрытых полихромными изразцами, в том числе с изображением двуглавого орла и грифона — герба Романовых.

Рихтер выполнил роспись Крестовой палаты, куда по настоянию императора также включил двуглавого орла и грифона.

26 августа 1859 года в палатах бояр Романовых состоялось открытие первого музея царствующей династии. Во время торжественного освящения музея Федор Федорович Рихтер поднес императору Александру II серебряный молоток, лопатку, кирпичи и растворенную известь для закладки.

В 1850 году реставратор выпустил книгу в шести частях «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи». Редчайшие экземпляры этого издания хранит сегодня библиотека МАРХИ.

Концепция Рихтера-реставратора состояла в благоговейном отношении к объекту, стремлении выявить и сохранить подлинные элементы памятника.

Сообразуясь с требованиями реставрации, мастер не забывал об удовлетворении требований настоящей функции объекта.

Отель «Рихтер», пожалуй, один из редких сегодня примеров деликатной реставрации и приспособления памятника.

Архитектурное наследие, сочетаясь, здесь не спорит с тем, что дополнено, в том числе и с современным дизайном. Лестница литого металла, ведущая с цокольного этажа на второй, парадный, и на антресоль, относится к началу XX столетия. Что-то осталось от 1990-х годов, когда в здании находился банк.

Была сохранена роспись плафона потолка, датированная 1874 годом, то есть уже после смерти Рихтера в 1868 году. Арабески с изображением животных дали названия гостиничным номерам: «Лев», «Леопард», «Перепел», «Тигр», «Гиена» и др.

Фото: «Москвич Mag», pastvu.com