Дом недели: Дом каторги и ссылки на Поварской
В Москве в Доме Союзов 21 марта 1921 года торжественно открылось Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (ОБПКиС, ОПК). Инициаторами его создания выступали Феликс Дзержинский, Ян Рудзутак, Емельян Ярославский и другие видные советские партийные деятели.
Общество должно было объединить пострадавших от царизма вне зависимости от партийной принадлежности, собирать и публиковать материалы о каторге и царской тюрьме, увековечить в истории революционной деятельности всех, кто принимал в ней участие, материально и морально поддержать старых большевиков.
ОБПКиС обзавелось полсотней филиалов по стране и финансовой независимостью, имея в своем распоряжении функционирующие фабрики и артели, к примеру фабрику по производству эфирных масел и эссенции для пищевой промышленности. Оно выпускало собственный журнал «Каторга и ссылка» и организовало музей с библиотекой и архивом.

С расширением масштабов деятельности встал вопрос о строительстве нового здания — центра политико-просветительской работы. Проектирование Дома каторги заказали опытным мастерам, проявившим себя еще в дореволюционные годы, братьям Весниным: Леониду, Виктору и Александру. Проект был готов в 1927 году.
Сперва планировалась стройка в районе Остоженки, но тут как раз освободилось место на Поварской улице: снесли храм Рождества Богородицы в Кудрине.

Клуб ОБПКиС мастера конструктивизма братья Веснины спроектировали в свойственной им манере — асимметричным, со сложным объемным построением. Композиция здания (Поварская, 33, стр. 1) представляет собой живописную группу разновысоких параллелепипедов, соединенных вместе, и форм разной ширины. Глухие плоскости стен вступают в контраст с горизонтальными остекленными поверхностями. Сооружение, согласно заказу, должно было включать в себя большой и малый театрально-концертные залы, аудитории для кружков, а также помещение для музея каторги и ссылки. Мощный кубический объем малого зала, покоящийся на портике из четырех круглых столбов, стал доминантой здания. Его глухой выступающий торец массивным козырьком навис над главным входом в клуб.

Во входной зоне расположилась широкая трехмаршевая лестница. В правой части разместился остекленный цилиндр с винтовой лестницей. Еще пару лестничных маршей в задней части здания также сформировали полуцилиндрические объемы, выступающие за пределы прямоугольной конструкции.
К большому зрительному залу со сценой без поворотного круга, но с карманами, примыкают фойе и гардероб. Кровля над фойе превратилась в две открытые террасы над первым и вторым этажами. Остальная ее часть была забрана в мощные парапеты, имитирующие плоскую кровлю.

Здание Общества политкаторжан начали строить с клубной части. Музейное крыло, протяженное по горизонтали, могло бы уравновесить сложную композицию объемов, но, увы, осталось на бумаге.

«Казалось бы, архитекторы, проектировавшие это здание, должны были придать ему особо выразительные и монументальные архитектурные формы, — критиковал братьев Весниных журнал “Строительство Москвы” в 1935 году. — К сожалению, этого нет. Кубизм и конструктивизм более чем выпукло выявлены в формах этого дома. Преднамеренная упрощенность во всем, фетишизация абсолютно прямых горизонталей и вертикалей, омертвелость голых плоскостей, что при малой высоте здания ослабляет монументальность общей композиции. Главное — это отсутствие собственного лица у Дома каторги и ссылки. Жизнь борцов и мучеников революции дает огромнейший материал для стенных фресок, росписи потолков и для скульптуры. К сожалению, об этом забыли, и мы имеем в вестибюле, фойе и залах столовой, вместо расписанных потолков, торчащие ребра бетонных балок, упрощенных донельзя».
Надо сказать, что в тот же 1935 год и само Общество политкаторжан было ликвидировано. Поэтому клуб оказался невостребованным. Через год конструктивистское здание стали использовать как кинотеатр под названием «Первый». После войны его отдали Театру киноактера.
В середине 1950-х здесь проходили премьеры и кинофестивали (именно в таком качестве дом попал в фильм «Москва слезам не верит» — на его ступенях героини встречают «начинающего актера» Смоктуновского).
31 октября 1958 года в бывшем клубе Общества политкаторжан состоялось общее собрание московских писателей, на котором из Союза писателей СССР исключили Бориса Пастернака.
Когда же был построен Дом кино, под своды творения Весниных вновь вернулся Театр киноактера.
С недавних пор тут находится театр «Мастерская “12” Никиты Михалкова».
Фото: Максим Мухин, журнал «Архитектура СССР». 1936 год. Выпуск №2, «Москва», М А. Ильин, 1963, «Архитектура 1910—1935 гг.» М.: Искусство-XXI век, 2012, «История кинотеатров Москвы», А. Дедушкин и др. – М.: Москино, 2020



