Советский модернизм — одна из самых уязвимых категорий зданий. Претензии к качеству, износу конструкций, коммуникаций, не соответствующих современным нормативам, увы, оправданы, но Москву без этих зданий уже трудно представить. Зданию Центрального Дома кино грозит снос с формулировкой «реконструкция». Называется дата — январь будущего года.
Сооружение на Васильевской улице (д. 13, стр. 1) появилось в 1968 году. Его спроектировал архитектор и градостроитель Евгений Николаевич Стамо (1912–1987). Ученик Льва Руднева и Бориса Иофана, он занимался управлением строительства Кремлевского Дворца съездов. Фамилия Стамо появлялась в списке авторов множества небезызвестных московских зданий — посольства США на Новинском бульваре, издательства «Прогресс» на Зубовском, гостиниц «Спутник», «Дружба» и «Университетская», кинотеатра «Звездный» на проспекте Вернадского, особняка Петра Капицы на территории Института физических проблем на улице Косыгина, Олимпийской деревни на Мичуринском проспекте. Прославился архитектор и созданием экспериментальной серии так называемых круглых домов в Москве, в том числе на улице Довженко, недалеко от киностудии «Мосфильм».
Лаконичный образ Центрального Дома кинематографистов, по мысли Стамо, представлял собой параллелепипед из светлого камня, украшенный скульптурной эмблемой в виде символического голубя с мотком кинопленки. Входная зона имела панорамное остекление.
Фойе Большого зала украсил огромный витраж, выполненный в 1951 году французским экспрессионистом и членом Компартии Франции Фернаном Леже. Красочное панно, где также присутствуют голуби, стало щедрым даром Союзу кинематографистов от вдовы художника Надежды Петровны Ходасевич-Леже. Зрительный зал Евгений Стамо спроектировал вместительный, на 1100 мест, оборудованный установками для демонстрирования узкопленочных, кашетированных, широкоэкранных и широкоформатных кинофильмов с одноканальным и стереофоническим звучанием. Были предусмотрены кабины синхронного перевода и 30% радиофицированных зрительских мест. Здание оборудовалось кондиционерами.
Дом кино появился на Васильевской улице (бывшем Глазовском переулке) не случайно. Кстати, Васильевской улица стала в начале XIX века по церкви Василия Кесарийского, разрушенной в 1935 году. В Российской империи в 1895 году, почти одновременно с введением Питейной монополии, были созданы Попечительства о народной трезвости. Организации боролись с пьянством, следили за торговлей крепкими алкогольными напитками, организовывали чайные, библиотеки, воскресные школы и народные дома, отвлекающие внимание населения от «зеленого змия».
Неподалеку от знаменитого в Москве Глазовского трактира на Тишинке, куда даже Пушкин заходил послушать цыганские песни, в 1904 году в доме 13 на Васильевской улице был построен «Алексеевский народный дом Московского Столичного Попечительства о народной трезвости». Алексеевским дом назвали в честь рождения наследника престола, великого князя Алексея Николаевича. Двухэтажное здание в стиле неоклассицизма с полукруглыми окнами проектировал архитектор Владимир Карлович Сероцинский, уроженец Ковно.
Вход для публики круглый год был свободным. Здесь можно было послушать музыку, лекцию или просто в тишине почитать газету. После революции с идеями создания киноклубов выступил режиссер Сергей Эйзенштейн, кстати, большой друг Фернана Леже. Так в 1934 году в особняке на Васильевской открылся Московский дом кино со звуковым залом на 700 мест. Здесь встречались киноработники: сценаристы, операторы, актеры, художники. Смотрели кино, весело, непринужденно отдыхали.
Когда же Евгений Стамо на пересечении Васильевской со 2-й Брестской улицей строил рядом новый объем, то объединил его с бывшим зданием народного дома (объект культурного наследия регионального значения).
Там, где раньше пеклись о трезвости, открыли ресторан Дома кино.
Сам Дом кино долго работал в формате закрытого киноклуба, куда проникнуть было непросто. С 2016 года киноклуб стал общедоступным, билеты продавались в кассе Дома кино, где к тому времени было уже пять залов: Большой на 1100 мест, Белый на 550 мест, Малый на 60, видеозал на 35 и конференц-зал на 120 зрительских мест.
В нынешние планы Союза кинематографистов входит застройка участка на Васильевской новым комплексом — с жилыми апартаментами, офисами, подземной парковкой и заодно и небольшим кинозалом.
Фото: Максим Мухин, из книги «Силуэты Москвы», 1974, из книги «Советская архитектура шестидесятых годов», 1972