«Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Припоминаю и весь большой наш дом, и подле огромный сад, выходящий на Дурновский переулок», — писал в мемуарах художник Константин Коровин.
«В длинном деревянном заборе — маленькая калитка. Вдоль забора бузина. Сад прекрасен, в нем — большая оранжерея, где так сладостно пахнет землей, и старая беседка с колоннами: окна у нее в цветных стеклах, внутри, как войдешь, — все светло и зелено; а у стен кушетки, крытые зеленым сукном».
У Дурновского переулка до 1919 года имелось и второе, не то чтобы благозвучное название — Чертов. Считается, что этаким манером православные христиане выражали свое отношение к иноверцам: Алексеевскую слободу близ Таганки и Рогожского монастыря издревле населяли старообрядцы, то есть верующие по старым канонам. После революции переулок переименовали в Товарищеский.
Много примечательных зданий здесь было, в частности старейшая фабрика керамики, основанная в 1724 году Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым. Завод вырабатывал столовую посуду, белую и расписанную по эмали синей краской. Сын же Афанасия, Иван Гребенщиков, наладил ценинное, то есть фарфоровое, производство. Глину возил из Гжели. Так что Товарищеский переулок вполне можно считать родиной русского фарфора.
Когда-то рядом находилась городская усадьба, состоящая из двух домов, большого сада, где росли желтые сливы, и оранжереи. Хозяином значился купец 1-й гильдии Михаил Емельянович Коровин (1798–1864), сын крестьянина, ямщика из деревни Большое Буньково Богородского уезда Московской губернии. Известно даже, что он был высок ростом и имел привлекательную внешность. Женой купца стала Васса Михайловна Никифорова, дочь крестьянина из той же деревни Большое Буньково.
Михаил Коровин, так же как отец его, начинал ямщиком. Но ко всему, видимо, имел талант, потому как быстро разбогател, занялся ямским извозом, держал контору дилижансов.
Кроме усадьбы в Рогожской слободе у Коровина было еще пять каменных домов с конными дворами, конюшнями и каретными сараями, с экипажами разных фасонов, согласно воспоминаниям Константина Коровина, «дормезами, колясками, в которых возили пассажиров из Москвы по арендованным у правительства дедом дорогам, по которым он гонял ямщину из Москвы в Ярославль и в Нижний Новгород».
В середине XIX века старообрядцам, а Коровин был старообрядцем, воспрещалось вступать в московское купечество. Михаил Емельянович не унывал и приписался к ейскому купечеству. Город, образованный в 1848 году на берегу Таманского залива, требовал быстрого экономического развития, поэтому купцам, в том числе и староверам, давались большие льготы. Так многие московские купцы и сделались ейскими.
Дом купца Коровина был большим, имел колонный зал с балконом для музыкантов. Хозяину было не чуждо прекрасное: любил классическую музыку, в особенности Баха, дома у себя устраивал концерты.
Обратив внимание на художественный талант служившего в его конторе дилижансов юноши, будущего пейзажиста Льва Львовича Каменева, выделил ему 5 тыс. рублей и отправил учиться в Академию художеств.
Знаменитыми живописцами, прославившими фамилию, стали и внуки купца, Сергей и Константин, дети его единственного сына Алексея Михайловича Коровина и невестки Аполлинарии Ивановны Волковой.
В метрической книге храма Сергия Радонежского за 1861 год имелась запись: «Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской священник Симеон Поспелов с причтом».
Ямщицкое дело не выдержало конкуренции с новым видом транспорта — железными дорогами.
Михаил Коровин внезапно умер. Восприемнику на крестинах младенца и его дяде Алексею Никитичу Ершову досталось владение разорившихся Коровиных. Не обошлось, судя по всему, без разлада в семье.
Ершовы владели усадьбой, где провели детство художники Коровины, до 1917 года. Со временем от нее уцелел лишь двухэтажный флигель (Товарищеский пер., 24, стр. 4), бывший деревянным, впоследствии переведенный в кирпич.
Одно время площади (255,7 кв. м) здания занимал Научно-исследовательский центр технической и экономической информации. Потом дом долгое время пустовал и ветшал.
В настоящий момент им владеет компания «СК Спортсервис», заключившая по программе «рубль за квадратный метр в год» льготный договор аренды выявленного объекта культурного наследия на 20 лет. В эту программу входит реставрация исторического здания.
На сегодняшний день уже отремонтирована кровля флигеля Коровиных, воссозданы декоративные элементы фасада, окрашены стены, проведены инженерные работы, начата внутренняя отделка. Ожидается, что к концу года реставрация завершится.
Арендаторы планируют открыть здесь гостиницу категории три звезды.
Фото: Максим Мухин, И. Нагайцев/личный архив/ pastvu.com