Григорий Климентьевич Горбунов был человеком глубоко верующим и весьма деловым. В своих предприятиях он с невероятной активностью использовал достижения технического прогресса. Старообрядец федосеевского беспоповского согласия, уроженец Нерехтского уезда Костромской губернии не забывал усердно заботиться о сохранении древней веры.
Еще дед Григория, Осип Афанасьевич Горбунов, основал скромный семейный бизнес по обработке ручной пряжи и оставил наследникам капитал в 35 рублей. Продолжили дело отец и дядя. Энергичный же внук в 1869 году создал ткацкую фабрику. Через 13 лет предприятие успешно преобразовалось в паевое «Товарищество бумаготкацкой мануфактуры братьев Г. и А. Горбуновых».
И если вначале выпуском суровой хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения, миткаля, на ручных станках занимались члены семьи да несколько наемных ткачей-кустарей, то теперь Григорий Горбунов (1834–1923), передовой энергичный хозяйственник, установил на фабрике 1650 механических станков и привлек 2900 рабочих рук. И, как водится, еще и паровую машину из Англии выписал. Миткаль отдавался в набивку в Москву, продавался на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ростове и Симбирске.
В 1907 году Григорий Климентьевич Горбунов становится председателем и почетным членом Преображенской монастырской общины старообрядцев-беспоповцев, находящейся возле Преображенского кладбища в Москве. За три года до того купец обзавелся участком в Преображенской солдатской слободе.
Девятая Рота была тогда самой восточной из четырех продольных улиц слободы, где в XVIII веке стоял Преображенский полк. Через столетие лефортовская часть города уже застроена фабричными корпусами и деревянными домиками.
Горбунов объединил два соседних участка. На одном из них, прямоугольном, когда-то принадлежавшем мещанину Евдокиму Васильевичу Владимирову, находились одноэтажный каменный дом и пара деревянных хозяйственных построек в глубине двора. Второй участок, мещанина Филиппа Агафонова, расположенный севернее, имел вытянутую форму и оставался незастроенным. При Горбунове территория приобретает почти квадратную форму. На месте старых начинают появляться новые здания. Пять корпусов, объединенных изящной аркой, составили усадебный комплекс.
Предприниматель мог себе позволить привлечь к проектированию модных архитекторов — Юлия Федоровича Дидериха, выпускника Императорской Академии художеств, одного из авторов здания Виндавского (Рижского) вокзала, и Ольгерда Густавовича Пиотровича, плодовитого строителя московских доходных домов.
Функцию доходных, пусть не очень дорогих, домов предусмотрел Григорий Горбунов и для краснокирпичных корпусов своей усадьбы.
Неоштукатуренные фасады имели довольно скромное и даже строгое убранство, ограничивающееся плоскими лопатками, прямоугольными нишами и подоконными филенками. Впрочем, ворота украшали квадратные башенки с щипцовым завершением.
Когда в 1906 году старообрядцы получили возможность легально (до этого типографии были тайными) заниматься книгоизданием, купец, потомственный почетный гражданин Григорий Горбунов открыл типографию и словолитню Преображенской общины в главном трехэтажном здании (ул. Девятая Рота, 16) своей усадьбы.
В ее организации использовались средства, полученные от продажи дома, завещанного старообрядческой общине состоятельной прихожанкой, мещанкой Челищевой.
При типографии создается переплетная мастерская. В подвале располагался типографский склад, на втором этаже — контора, спальни и столовая для рабочих. Третий этаж полностью отдается под наемные квартиры. Книжный магазин открывается в соседнем корпусе.
В типографии было выпущено одно из таких известных изданий, как «Поморские ответы» братьев Андрея и Семена Денисовых. Труд печатали с оригинала 1723 года. За десять лет существования горбуновской типографии здесь было издано более 80 памятников старообрядческой литературы, в том числе «Апокалипсис трехтолковый» Андрея Кесарийского, автографы выгорецких пустынножителей и др.
В 1917 году, когда у Горбунова, кавалера ордена Святого Станислава, реквизировали фабрику и дом, он, как многие из его круга, не эмигрировал, остался в России.
В главном доме усадьбы, где работала типография, после революции разместили коммунальные квартиры. Найденные в подвале старообрядческие книги шли на растопку. С 1971 года в доме находился Куйбышевский районный народный суд. В 2009 году здание опустело и начало ветшать.
В Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ горбуновская типография, образец сохранившейся городской усадьбы, вносится в 2017 году. Утверждается предмет охраны.
Через год победителем аукциона по программе «рубль за метр» становится ООО «Ромэкс», компания, работающая в области строительства, управления и инвестиций. В 2019 году инвестор приступает к реставрационным работам.
В нынешнем июне в историческом здании двери открыла гостиница «Горбуновъ», оформленная в стиле лофта. Как спешит сообщить сайт отеля, «“Горбуновъ” особенно по душе ценителям истории, людям творческих профессий и тем, кто ценит время, — деловым людям».
Фото: Максим Мухин, pastvu.com