Русский немец Федор Петрович Гааз твердил: «Спешите делать добро!» За памятник доктору, посвятившему жизнь облегчению участи ссыльных и заключенных, скульптор Николай Андреевич Андреев платы не взял. В 1909 году безвозмездно подарил скульптуру Москве.
Пасмурным днем 26 апреля того же года при чрезвычайном скоплении публики в начале Пречистенского бульвара торжественно открывали бронзовый памятник. Даже специально сколотили трибуны для публики. Правда, в последний момент их признали ненадежными, не рассчитанными на большой вес, и у подножия выстроился отряд городовых. На скамье, поникши головой, погруженный в себя, восседал Гоголь. Многие тогда сравнили его с нахохлившейся птицей. Подножие памятника окружали фонари и геральдические львы. Роль аккомпанемента исполнял барельефный пояс гранитного постамента с образами героев гоголевских комедий и поэм.
Автор — все тот же Андреев, великолепный скульптор, чье 150-летие со дня рождения прошло абсолютно незаметно.
«Памятник, открываемый Гоголю в Москве, овеществляет, бронзирует мысль о Гоголе, утвердившуюся в душе русского народа… Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем» — большой оттенок правды присутствовал в тогдашних словах философа Василия Розанова.
Несмотря на полный отказ от академического натурализма, монументальности, работа никого не оставила равнодушным, ни противников, ни сторонников, стала, вероятно, самым главным произведением Андреева и одним из лучших памятников Москвы.
Для изображения писателя скульптору позировал Вячеслав Андреев, тоже скульптор, его младший брат, вечно остававшийся в тени старшего. Они были сыновьями бывшего крепостного крестьянина Андрея Акимова и фамилию получили от его имени. Мастерская Николая Андреева (1873–1932) располагалась поблизости, всего в нескольких минутах ходьбы от Арбатской площади.
В 1900 году ваятель поселился в Большом Афанасьевском переулке (д. 27, стр. 3). Это был один из домиков владения мраморщика Василия Ивановича Орлова, построенных за семь лет до этого. Проектировал весь комплекс известный московский архитектор Александр Степанович Каминский, автор Третьяковского проезда, первого помещения Третьяковской галереи, муж сестры ее основателя, да и вообще семейный архитектор Третьяковых.
Воспоминания о месте жительства и работе скульптора оставила его первая жена, художник Мария Петровна Гортынская: «Это было высокое, большое помещение с застекленной стеной. Там же очень остроумно были устроены просторные антресоли, где и жил сам Николай Андреевич». Двухэтажную постройку окружал яблоневый сад.
Чуть более подробное описание мастерской находим у корреспондента газеты «Раннее утро», взявшего в феврале 1908 года интервью у становившегося известным скульптора: «На двор выходит громадное, из множества стекол, связанных решеткой, чуть ли не в два этажа, окно… Мастерская. Два стула и кругом них какие-то непостижимые глыбы, покрытые саванами из мокрого, грубого холста».
В 1957 году во дворе особнячка, сейчас объекте культурного наследия федерального значения, установили мемориальную доску. Она извещает: скульптор Николай Андреевич Андреев здесь жил и творил с 1900 по 1932 год, то есть до конца жизни. Еще через два года убранный с бульвара андреевский памятник Гоголя наконец поставят во дворе дома на Никитском бульваре, где писатель жил и умер.
В Большом Афанасьевском переулке сложилась этакая коммуна скульпторов, просуществовавшая долгие годы. По соседству с Андреевым находилась мастерская Марии Синицыной, в которой работали молодые скульпторы Вера Мухина, Людмила Гольд, Софья Розенталь, Иван Рахманов.
Тут же получила мастерскую и квартиру Мария Гортынская, еще тогда ученица Андреева. Впоследствии она станет декоратором во МХАТе, Оперной студии Большого театра, книжным иллюстратором. Ее рисунки, например, сопровождают рассказ Куприна «Белый пудель» (1929).
Андреев был автором многочисленных скульптурных портретов, в том числе Леонида Андреева, бородатого Льва Толстого, Ильи Репина, поблескивающего очками публициста Петра Боборыкина, основателя кадетской партии Федора Головина, образа Георгия Победоносца на фасаде Третьяковской галереи, многочисленных надгробий, однако выполнять заказ на памятник великому князю Сергею Александровичу на месте его гибели маэстро отказался. Скульптора, вступившего в оппозицию к официальной власти, шокировала трагедия на Ходынском поле.
После победы большевиков Николай Андреев превращается в активного воплотителя в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды, реализатора памятников героям мировой революции — гипсового Дантона на Театральной площади, монумента, посвященного первой советской Конституции с аллегорической статуей Свободы из гранитной крошки.
Незадолго до этого патологоанатом, профессор Алексей Иванович Абрикосов предложил Андрееву написать портрет врача из своей лаборатории, очень интересной женщины Веры Владимировны Алексеевой. Дама приходилась племянницей режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому. Говорила на трех языках, пела испанские песенки.
Скульптор заинтересовался Вевой, как ее называли близкие. Она стала приходить позировать в мастерскую в Большой Афанасьевский. В 1917 году Андреев выполнил портрет Алексеевой пастелью на бумаге в образе румяной боярыни, ныне хранящийся в Третьяковке.
Моделью для головы Свободы стала все та же Вева. Вечерние сеансы затягивались допоздна, а врач проживала довольно далеко, на Басманной. Алексеева нередко оставалась ночевать в мастерской, а в 1920 году перевезла сюда свои вещи и окончательно переселилась к Андрееву, в тот же флигель, где уже обитала Мария Гортынская. Теперь они вели общее хозяйство, вместе обедали.
Весной 1920 года скульптор получил пропуск в Кремль и приступил к подготовке скульптуры Ленина. В кремлевский кабинет отправлялся ранним утром. В небольшом его багаже лежали альбом, карандаши, мастика. Было сделано множество подготовительных рисунков с натуры, этюдов в пластилине. Один из портретов вождя мирового пролетариата работы Андреева украсил корочку партбилета члена ВКП(б).
Перед самой кончиной 15 октября 1932 года Николай Андреев, заслуженный деятель искусства РСФСР, все-таки зарегистрировал официальный брак с Марией Гортынской.
Квартиры в доме в Большом Афанасьевском превратили в коммунальное жилье, мастерские отдали скульпторам и художникам из МОСХа. Здесь работали Андрей Древин, Виктор Думанян, Олег Толстой, Абрам Малахин, Антон Лавинский и другие.
В 2017 году художников выселили. Помещения перешли на баланс департамента городского имущества Москвы.
В этом году дом скульптора Андреева по льготной программе «1 рубль за квадратный метр» перешел в руки OOO «Третий тайм». Основной вид деятельности компании — услуга по доставке продуктов питания и ресторанный бизнес.
Площадь комплекса, спроектированного Александром Каминским, составляет 800 кв. м, включая двухэтажную постройку площадью 411 кв. м и две одноэтажные площадью 212 и 190 кв. м соответственно. Плюс земельный участок в 6 соток. Предполагается, что за пять лет инвестор приведет в порядок комплекс из трех строений в Большом Афанасьевском переулке и сможет использовать недвижимость по своему усмотрению.
Фото: Максим Мухин, Александр Иванов/um.mos.ru (CC BY 3.0)