Евгения Гершкович

Дом недели: Дворец культуры «Серп и Молот» на Волочаевской улице

4 мин. на чтение

Среди прочих наук в Российской империи большой популярностью пользовалось искусство содержания декоративных рыб в емкостях с водой. Интерес к аквариумистике не угас и после революции, став чуть ли не массовым. Среди любителей рыбок оказались Серго Орджоникидзе и Надежда Константиновна Крупская, курировавшая издание журнала «Естествознание в школе», преизрядно публиковавшего материалы по аквариумистике.

В молодой советской стране открывались рыбопитомники, птичьи рынки. Образовался Московский городской клуб аквариумистов. И даже с детской секцией при нем.

В 1961 году детская секция выделилась в самостоятельный клуб «Нептун», нашедший приют во Дворце культуры завода «Серп и Молот» на Волочаевской улице (д. 11/15, стр. 1). Душой и бессменным руководителем клуба аквариумистов был Юрий Иванович Дроздов, в прошлом столяр-краснодеревщик.

В «Нептуне» работала первая в Москве постоянная выставка. В емкостях с таинственной подсветкой демонстрировалось две сотни видов аквариумных рыб: медная тетра и минор из семейства харациновых, грацилис, прозванный розовым неоном, а также редкие водные растения вроде апоногетона, эхинодоруса, барклайи лонгифолии, найяса микродона и нимфеи.

Но не одни лишь аквариумисты освоили пространства Дворца культуры. Под этими сводами функционировали балетная школа, театральные студии, крутили кино, проводили новогодние елки, выставки, даже рок-фестивали.

Строительство здания у стен Андроникова монастыря на крутом склоне Яузы пришлось на самый пик клубного бума, время превращения «клуба нового социального типа» в характерное явление русского архитектурного авангарда.

Заказчиками учреждений культуры в те годы выступали отраслевые профсоюзы: Союз коммунальников, Союз кожевников, Союз химиков, Союз текстильщиков и др.

В 1929 году Московский районный комитет Всероссийского союза рабочих металлистов совместно с архитектурными обществами МАО, ОСА, АСНОВА, ВОПРА объявил открытый конкурс на проект клубного комплекса с театральным залом на 1200 мест, спортивным залом и площадкой на открытом воздухе. По условию профессионального состязания, клуб должен был выполняться из кирпича с применением железобетонных конструкций и иметь три этажа.

Вторую премию жюри присудило проекту Игнатия Францевича Милиниса, выпускника ВХУТЕИНа, тогда же совместно с Моисеем Гинзбургом занимавшегося проектированием дома Наркомфина в Москве.

Выделенный профсоюзом металлистов участок под застройку был не самым простым. Когда-то здесь протекал ручей Золотой Рожок, а местность называли Золоторожской. На старинном кладбище покоились воины, павшие в Куликовской битве. Улица, ставшая в 1938 году Волочаевской, до казни политического деятеля еще называлась Бухаринской. Игнатий Милинис предложил создать внутри комплекса открытое пространство, а все его помещения объединить в единое целое.

Продолжением клуба архитектор видел и окружающую территорию. Передний парадный двор рассматривался как открытый вестибюль, где предусматривались касса для продажи билетов, справочная и кинобудка. Переход между параллельно стоящими клубным и театральным корпусами был поднят на столбы-опоры. К зданию на вершине холма вела широкая лестница со ступенями, украшенными декоративными вазонами. Вход акцентировался выразительным дугообразным козырьком. Свойственные зданиям конструктивизма черты — ленточное остекление, гладкие фасады, свободная планировка, светлая цветовая гамма — были в наличии.

Для строительства ДК завода «Серп и Молот», старейшего металлургического предприятия, основанного еще в 1883 году французским предпринимателем Юлием Гужоном, был выбран проект Милиниса. По идее архитектора, принятой для осуществления, объект был призван вызывать «ощущение опрятности, бодрости и радостного покоя».

И вот что сам он писал в пояснительной записке: «С правой стороны аллеи выставка строительных машин с трибунами и лекторской кафедрой, к которой по узкоколейке подается со своего постоянного места для рассмотрения нужная машина. Непосредственно за демонстрационным полем расположено здание клуба. Значительная часть участка, примыкающая к левой границе, отведена под парк. Парку уделено должное внимание как необходимому условию хорошего отдыха. Правая сторона занята летним фойе зала и показательным полем сельскохозяйственных культур, где соответствующий кружок ведет работу по ликвидации агрономической неграмотности. Наконец, по границе участка, примыкающей к второстепенной улице, расположен спорт».

Вход в здание Дворца культуры, построенного к 1933 году, охранял бронзовый сталевар. Рабочий в спецодежде и рукавицах, прикрывающий глаза от искр металла — работа скульптора Петрова, увы, не сохранившаяся.

В 1990-е годы Дворец культуры завода «Серп и Молот» свою функцию утратил и был сдан в аренду. В 1998 году творение Игнатия Милиниса оказалось во владении компании «Инсервиссим», начавшей реставрацию, приведшую к утрате исторических конструктивистских интерьеров, лепнины, демонтажу балконов зрительного зала. Работы в объекте культурного наследия регионального значения были приостановлены и возбуждено административное дело.

Пока тянулись суды, пустующее здание ветшало.

 

 

В 2021 году его приобрела в собственность инвестиционная группа Placebo/25, которая планирует превратить ДК завода «Серп и Молот» в арт-квартал с концертно-театральной площадкой, пространством для ивентов, музыкальным клубом, галереей современного искусства, лекторием, фотостудией, ювелирными и керамическими мастерскими, коворкингом, бар- и фудмаркетами, бьюти- и спа-зонами, со смотровой площадкой. На всей уличной территории планируется разбить парк с возможностью проведения летних фестивалей.

Пока же на Волочаевской вновь стартовали реставрационные работы, обещающие раскрытие заложенных оконных и дверных проемов бывшего ДК, восстановление мраморной и туфовой облицовки стен, деревянных поручней лестниц, наличников, светильников, розеток и тяг, исторического цвета фасадов.

Фото: prlook;  pastvu.com; Максим Мухин

Подписаться: