Дорогого гостя столицы, французского экзистенциалиста Жан-Поля Сартра, повели на экскурсию. На Ленинских горах вовсю бурлила стройка.
Автор романа «Тошнота» пришел в восторг от самой идеи Дворца пионеров — сооружения, адресованного исключительно детям. Инъекция новых принципов архитектуры в советскую застройку, еще и под самым шпилем МГУ, произвела впечатление на Алвара Аалто — финский «отец модернизма» тоже был в той группе экскурсантов. Московский городской Дом пионеров и октябрят с 1936 года существовал в реквизированном особняке чаепромышленников Высоцких в переулке Стопани (теперь — Огородная Слобода).
Детское учреждение не раз осеняла своими визитами Надежда Константиновна Крупская, чьим главным детищем была советская пионерская организация. Довольно скоро лаборатории по воспитанию нового человека, культурного гражданина социалистической родины, стало тесно на площадях купеческой недвижимости.
Директор Струнин писал в отчете 1956 года: «По своим условиям наш Дом пионеров не может охватить кружковой работой более 3800–4000 человек. Если бы имелись соответствующие условия, состав одного только хора ансамбля можно было бы довести до 2000–3000 человек».
И вот по завершении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году решили наконец строить дворец (Косыгина, 17).
По поручению Центрального совета Всесоюзной пионерской организации проектом занялся институт «Гипрокоммунстрой». Коллективом руководил архитектор Михаил Николаевич Хажакян. По масштабному замыслу, на лучах, расходившихся от главной оси Ленинских гор, должны были быть построены Дворец Советов, Дворец пионеров и Дворец молодежи. Первый пункт в списке не достиг реализации.
Проект в карандаше Хажакян представил архитектурному совету Москвы, который его не согласовал. И в феврале 1958 года тогдашний главный архитектор Москвы Иосиф Ловейко объявил конкурс на проект Дворца пионеров. 29 октября того же года, в день 40-летия ВЛКСМ, заложили памятный камень на месте, где будет построено здание.
Команда Хажакяна также принимала участие в конкурсе, а в дальнейшем занималась проектированием и строительством объекта союзного значения уже совместно с победителями, молодыми архитекторами Игорем Покровским, Виктором Егеревым, Владимиром Кубасовым, Феликсом Новиковым, Борисом Палуем и инженером-конструктором Юрием Ионовым.
Сложился довольно пестрый творческий коллектив, впрочем, советские зодчие разных школ и мастерских смогли договориться между собой. За стройкой приглядывал Никита Сергеевич Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС. За окном — оттепель.
Препятствий поискам нового языка, с явными элементами западной архитектуры и конструктивизма и как бы без идеализации исторического прошлого, начальство особо не чинило. Надо было соответствовать недавно (1955) выпущенному постановлению «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Ансамбль Дворца пионеров расположился в уютном парке у Москвы-реки и представлял собой композицию из связанных галереей семи низких объемов — корпусов.
Архитектура органично вписалась в окружающий пейзаж. Авторы пустили в ход весь арсенал модернизма: панорамное остекление, свободную планировку, асимметрию, обшитые деревом волнистые потолки, предварительно напряженные железобетонные панели пролетом 12 метров для перекрытий залов, круглые фонари верхнего света, стриженый газон у площади для проведения торжественных линеек.
В зимнем саду предусматривалась система автоматизированного подогрева почвы для экзотических растений: араукарии, папируса, пальмы и лианы.
Фасад главного корпуса украсило яркое мозаичное панно «Юные ленинцы». Яркий ковер из смальты, поливной керамики и бетона звонкого красного цвета в сочетании с оранжевым и каплей синего, с пионерской песней у костра и ленинским профилем: единственным излишеством в пору тотального помешательства на аскезе и дешевизне оставалась мозаика.
В фойе концертного зала Дворца пионеров нашло место панно «Игры детей мира». Брандмауэры, глухие торцы корпусов, декоративно оформили символом стихий, подвластных человеку — земли, воды и воздуха, триптихом, объединенным формальным приемом с использованием штрихов и горизонтальных полос.
К художественному воплощению идей экстерьера и интерьера подключили силы лучших монументалистов, скульпторов и мозаичистов — Александра Губарева, Евгения Аболина, Григория Дервиза, Ирину Лаврову, Дмитрия Шаховского, Игоря Пчельникова, Андрея Васнецова, Виктора Эльконина.
В День защиты детей 1 июня 1962 года Никита Хрущев, торжественно перерезая ленточку, произнес: «Я не знаю, что будут говорить другие, а мне нравится этот дворец».
Уникальный образец советского модернизма открыл свои двери. К этому моменту не были реализованы проекты бассейна, спортивного манежа, корпуса юных натуралистов, зоны аттракционов, амфитеатра, поскольку финансирование по линии ВЛКСМ прекратилось. Через пять лет архитектурный ансамбль удостоился Государственной премии РСФСР.
В 2023 году завершены выполненные по проекту бюро Kleinewelt Architekten реставрационные работы во Дворце пионеров, выявленном объекте культурного наследия, но, к сожалению, не федерального значения, и заодно благоустройство территории. Там 9 мая 1972 года был установлен медный памятник (скульптор Владимир Фролов) герою «Сказки о военной тайне» Аркадия Гайдара — Мальчишу-Кибальчишу с шашкой и горном в руках. Тогда отмечалось 50-летие пионерской организации.
Военную тайну Красной армии Кибальчиш не открыл, погиб от рук буржуинов, но память о нем осталась: «Плывут пароходы — привет Мальчишу!»
Фото: Максим Мухин, pastvu.com