Дом недели: Египетский павильон в усадьбе Останкино - Москвич Mag
Евгения Гершкович

Дом недели: Египетский павильон в усадьбе Останкино

2 мин. на чтение

«Украсив село мое Останкино и представив его зрителям в виде очаровательном, думал я, что совершил величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикой дело, в коем видны мое знание и вкус… » Граф Николай Петрович Шереметев гордился и наслаждался своим произведением.

Останкино он стремился отделить от Кусково, слава которого была непосредственно связана с именем генерал-аншефа Петра Борисовича Шереметева, его родителя.

1965

К созданию увеселительной резиденции сиятельный граф привлек команду знаменитых зодчих. Дворец, Пантеон искусств, был посвящен Аполлону и окрашен в аполлонов цвет — утренней зари. Здание строилось по каркасной системе полностью деревянным, оштукатуренным под кирпич.

Фасад украсили скульптурными рельефами с танцующими вакханками, цветочными гирляндами. Внутренняя архитектурная отделка дворца и его убранство несли на себе печать исключительной пышности и богатства во многом благодаря мастерству декораторов. Умели художники превратить березу в золоченую бронзу или мрамор редкостной расцветки.

К лету 1794 года ансамбль представлял собой П-образную композицию. Главное здание усадьбы с симметричными павильонами — западным Итальянским и восточным Египетским — соединяли узкие проходные одноэтажные. Если дворец был театром, где блистала крепостная труппа и ее звезда Прасковья Ивановна Жемчугова, то Египетскому павильону (ул. 1-я Останкинская, 5, стр. 1) назначалась функция концертного и танцевального зала. Итальянский же павильон должен был служить банкетным залом.

В 2013 году Останкинский дворец, жемчужина русского искусства конца XVIII столетия, подлинное чудо до дверной ручки, печной задвижки и половицы, встал на комплексную реставрацию. Специалисты проштудировали дворцовые описи и архивные документы. Работы обещают завершить к 2027 году.

Однако для публики, истосковавшейся по любимой усадьбе, уже доступен первый восстановленный объект. Египетский павильон открыт для ежедневных посещений вплоть до 5 ноября.

Павильон представляет собой древнеримский атриум, поддерживаемый четырьмя колоннами. Под световым застекленным фонарем-колодцем на вершине кессонированного свода имеется паркетная вставка, обозначающая бассейн — непременный элемент атриума.

Объект проектировал флорентиец Винченцо Бренна, в России ставший Викентием Францевичем, любимый архитектор Павла I, автор Гатчины и Павловска. Из павильона выходы ведут на все четыре стороны: на юг и запад в галереи, на север и восток в парк.

Естественное освещение проникает во внутреннее пространство через двусветные окна. Хрустальные каскадные люстры создают впечатление падающей воды. Роскошные парные люстры с синим стержнем и тарелками голубого стекла украшают Проходную галерею.

На полу стоят торшеры в виде античных треножников работы мастерской французского резчика Павла Споля. Колонны коринфского ордера отделаны мастером Сантино Кампиони зеленоватым искусственным мрамором — стукко. Лепной фриз по периметру изображает крылатых сфинксов, путти, гирлянды и музыкальные инструменты. Пол уложен наборными паркетами, которые теперь тщательно восстановлены. Для расположения крепостного оркестра предусматривались хоры. Зал по сей день славится великолепной акустикой.

Когда устраивался званый ужин, в центре зала ставили круглый стол, а между колоннами помещали четыре длинных стола, образовывающих квадрат. Павильон обогревали четыре печи с фигурами сфинксов, отсылающими к египетской теме.

Реставрация в Итальянском павильоне, предположительно, будет завершена в будущем году.

Пока же в симметричном ему Египетском павильоне реконструирован традиционный прием и работает временная выставка «В гостях у графа Шереметева», рассказывающая о культуре праздников, которых устраивали немало в усадьбе Останкино.

Фото: Максим Мухин, foto.mos.ru, Ю.В. Несквернов/pastvu.com

Подписаться: