Белое сукно, «хам», производили обитавшие в этой местности государевы ткачи. Святитель Николай, как известно, покровитель и защитник не только моряков, но и ткачей.
На средства ткачей на пригорке в Хамовной слободе в XVII веке поставили храм, освященный во имя Николая Чудотворца.
В стародавние времена земли эти принадлежали кремлевскому Чудову монастырю, основателем которого был митрополит Алексий. Когда-то здесь находились митрополичьи конюшни. Слободу по соседству называли Чудовкой. Старый деревянный храм по указу царя Федора Алексеевича заменили на каменный в 1657 году, а с 1677 года в писцовых книгах он числился как «храм Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» (ул. Тимура Фрунзе, 1/2, стр. 1). А два года спустя было заложено существующее ныне здание. Оно было достроено и освящено в 1682-м и с тех пор практически не менялось, правда, через сто лет к основному объему добавился придел святого Дмитрия Ростовского, и трапезная с севера была расширена.
Шатровая колокольня Никольского собора, ныне с заметным наклоном на 2 градуса — одна из самых высоких в городе.
Пятиглавая, в дивном узорочье, она обильно украшена кокошниками, муравлеными и поливными изразцами — яркими чертами нарышкинского барокко. И внутреннее ее убранство дошло до нас почти нетронутым.
Структура Николы в Хамовниках традиционна для XVII века. С запада объем украшен колокольней, затем тянется трапезная и, наконец, пышное пятиглавие, которым завершен храм с тремя апсидами. Фасады по углам отмечены колонками, утопленными в стену.
Лев Толстой, живший в усадьбе по соседству, до отлучения от церкви был одним из здешних прихожан.
В 1812 году памятник русского зодчества был разграблен французами, затем восстановлен, а в 1935-м при строительстве широкой магистрали от Дворца Советов на юго-запад Москвы запросто мог быть снесен, однако уцелел и даже не закрылся.
В 1840-х годах в храме появилась новая настенная роспись. Сохранились даже старинные колокола, в том числе колокол 1685 года.
О том, что в XVIII веке рядом существовало и приходское кладбище, напоминают каменные надгробные таблицы на северной стене.
Местночтимая святыня, икона Божией Матери «Споручница грешных», скопированная с образа из Николаевского Одрина монастыря Орловской губернии, была пожертвована храму в 1872 году, и в честь нее устроили придел.
Реставраторы определили предмет охраны памятника, кирпичного храма, отделанного белым камнем. Красно-зеленые поливные изразцы, характерные для московского барокко, обладают особой ценностью. Фасады увенчаны рядами ложных закомар с килевидным завершением. Над ними — кокошники. Они же являются обрамлением барабанов. Окна Никольского храма необычайно красивы именно за счет узорных разноцветных наличников. Цветными аркатурно-колончатыми поясами и фризом нарядно подчеркнуты барабаны собора.
Уникален шатер — один из самых высоких в нашем городе, с 32 отверстиями с наличниками, так называемыми слухами. Колокольня имеет глухой первый ярус — четверик. Второй — восьмигранный с арочными проемами, завершен килевидным верхом. Эти детали одной из самых красивых церквей Москвы особенно ценны и будут учтены при последующей реставрации храма.
Фото: shutterstock.com, ©BE&W Photo/Фотобанк Лори, ©Татьяна Белова/Фотобанк Лори, ©Михаил Ворожцов/Фотобанк Лори