Крестьянство, составлявшее большую часть населения Российской империи, веками самостоятельно снабжало себя всем необходимым. Кустарный промысел как часть повседневного быта оставался таковым и в послереволюционные годы.
В 1928 году Совет народных комиссаров постановлением образовал Всесоюзный совет промысловой кооперации, Всекопромсовет. Через год Всекопромсовет образовал «Всекохудожник» — Всероссийский кооперативный союз работников изобразительного искусства. Его учредителями стали 57 частных и юридических лиц, 39 кооперативов Москвы и Ленинграда.
Основная функция кооператива состояла в распределении заказов от предприятий, аренде мастерских, организации выставок, монтаже, транспортировке, производстве ассортимента уличной скульптуры, оформлении парков культуры и отдыха и т. д. «Всекохудожник» вел издательскую и просветительскую деятельность.
Из колхозника, стахановца, выдвиженца власть пыталась вырастить нового массового потребителя искусства, пусть даже это будет фарфор, шаль, детский коврик, текстильная кукла в народных костюмах или бронзовый основоположник партии большевиков. От художников же ожидалось решительное вторжение в быт.
На дворе стоял нэп, в приоритете — вопросы прибыльности для коммерческого предприятия, завоевывающего массовый рынок. «Нет еще полного совпадения художественных оценок производителя и покупателя. В наших опытах мы видим то недолеты, то перелеты и, как рыночный результат, затоваривание той или иной модели», — констатировал бюллетень «Всекохудожника».
При кооперативе действовала сеть губернских и краевых филиалов. По заданию «Всекохудожника» мастера палехской миниатюры создавали росписи для шкатулок и портсигаров и демонстрировали результаты на всесоюзных выставках.
В Гжели при «Всекохудожнике» создали керамический завод на базе старого кирпичного цеха здешних заводчиков Фортальновых. Изделиями из гжельской майолики и фаянса оформлялись павильоны ВСХВ, московского метро.
В 1930-е годы «Всекохудожник» выступил инициатором выставок к 20-летию РККА, 15-летию 1-й Конной, персоналок скульптора Георгия Мотовилова, художника Александра Дейнеки, проекта «Скульптура в дереве».
Для строительства изогородка художественного объединения «Всекохудожник» в Москве выделили участок земли площадью 12 га в селе Всесвятское близ платформы Красный Балтиец на территории современного района Сокол во 2-м Поселковом переулке (позднее переименованном в Балтийскую улицу). Автором проекта стал Георгий Павлович Гольц (1893–1946), архитектор немецкого происхождения, входивший в так называемую квадригу Жолтовского.
Вместе с другими учениками и адептами классика Ивана Жолтовского — конструктивистами Сергеем Кожиным, Михаилом Парусниковым и Иваном Соболевым — Гольц проектировал объекты в стиле упрощенной классики.
Изогородок включал в себя скульптурный корпус, склады, литейную. К 1938 году были построены здание изоучилища (Балтийская улица, дом 14, строение 1) и корпус мастерских. К этому времени «Всекохудожник» уже находился в ведении Наркомпроса РСФСР.
Георгий Гольц отдал дань гению Филиппо Брунеллески, использовав в декоре зданий лаконичные и простые элементы раннеренессансной архитектуры, изящные аркады на восьмигранных колоннах, асимметрично расположенные башенки, периметральные лоджии. Двухэтажное здание венчал расписной карниз.
Пространство открытого скульптурного двора заказчики планировали заполнить копиями античных слепков, чтобы создавать их повторения из гипса, алебастра, мрамора и бронзы. В этом «театре скульптур» архитектор предусмотрел особое освещение и возможности хранения материала.
Неоклассические скульптуры, малые архитектурные формы и лепнина массово производились во «Всекохудожнике», как уже говорилось, для украшения парков, улиц советских городов, фасадов представительских зданий.
«Театр, театральное действо, — писал Гольц, — должно быть выражено в образе здания, вынесено на улицу путем введения “открытой сцены” или какого другого аналогичного приема».
Как художник Гольц работал и в театре, в частности Московском музыкальном театре для детей, кукольном театре, театре Вахтангова. Он создавал костюмы и сценографию для спектакля «Маленький коммунист», постановки «Находка» по мотивам норвежских сказок, сатирической комедии «Женитьба ле Труадэка» и др.
Архитектор Николай Былинкин, которому довелось видеть законченным корпус скульптурных мастерских «Всекохудожника», сейчас перестроенных до неузнаваемости, оставил нам более чем подробное описание: «Здание оштукатурено известью. В известь введена умбра, поэтому фасады приобрели теплый золотисто-коричневый фон — тон, меняющийся на протяжении дня. Коричневая окраска колонн, поясков, рамки строенных окон, теплые тона раскраски карниза — все это дает пример тактичного использования цвета архитектором, чувствующим архитектурную сторону красок земли».
Во время войны территорию изогородка передали обороне и использовали для производства мин и снарядов. В 1953 году «Всекохудожник» ликвидировали и передали Художественному фонду СССР. Изоучилище было преобразовано в Центральное художественно-промышленное училище, затем в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ).
В 1960-е годы к бывшему изоучилищу были пристроены боковые корпуса. Теперь эти площади занимает бизнес-центр.
Во время строительства Алабяно-Балтийского тоннеля сооружение значительно пострадало. Может пострадать гораздо больше, так как город отказал ансамблю комбината «Всекохудожник» в присвоении охранного статуса.
Фото: Максим Мухин, журнал «Архитектура СССР», № 7, 1940/pastvu.com