Дом недели: клуб фабрики имени Петра Алексеева на Михалковской улице
В семействе купца первой гильдии Александра Александровича Веснина, владельца винокуренно-дрожжевого завода в маленьком волжском городке Юрьевце, было три сына: почти погодки Леонид, Виктор и Александр. Товарищей по играм мальчики и не искали: им хватало общества друг друга.
Родителями вполне поощрялся интерес сыновей к изобразительному искусству. В историю братья Веснины вошли как творческий коллектив, сыгравший важнейшую роль в развитии архитектуры авангарда и, несомненно, определивший лицо конструктивизма.
28 ноября отмечается 145 лет со дня рождения старшего брата — Леонида Александровича Веснина, архитектора и педагога, выпускника Петербургского института гражданских инженеров, ученика профессора Леонтия Бенуа.
Дореволюционное творчество Леонида Веснина включало совместные с братьями, отлично дополнявшими друг друга, проекты, эксперименты в различных стилях — неорусском, необарокко, модерне: дача Носенкова в Иваньково, старообрядческая церковь в Балаково, фасад Московского почтамта на Мясницкой, дача «Черный лебедь» в Петровском парке.
После революции Леонид Веснин служил в архитектурной мастерской строительного отдела Моссовета, под руководством Алексея Щусева занимался проектом «Новая Москва». Вместе с братьями разрабатывал конкурсный проект Дворца труда, фактически декларируя конструктивизм, новое направление тогдашней архитектуры.

Важнейшим заказчиком Леонида Веснина стал профсоюз текстильщиков, объединивший всю отрасль: прядильные, ткацкие, хлопчатобумажные, камвольные, суконные, шелкопрядные и даже швейные производства. Текстильная промышленность в стране тогда считалась одной из самых прибыльных и технически оснащенных.
При фабриках профсоюз-монополист открывал общественные и образовательные учреждения. Трест «Текстильстрой» спланировал реализацию 14 профсоюзных клубов. Разработку типового проекта так называемого клубного здания первого типа (для предприятий, где работали от 1 тыс. до 3 тыс. человек) текстильщики заказали Леониду Александровичу Веснину.
Архитектор предложил для сооружения этой функции простое и выразительное решение — вытянутую форму плана с главной композиционной составляющей, зрительным залом на 500 человек. Входная группа смещалась чуть вправо от центральной оси. Предусматривались вестибюль с гардеробом и узкое (впоследствии расширенное) фойе, выходы откуда вели на открытую террасу. На первом этаже клуба располагались кабинеты администрации и лестница, ведущая на второй этаж с библиотекой и комнатами для кружков. Здесь также имелась столовая с собственной открытой террасой.
Проект клуба первого типа оказался самым востребованным в 1927 году. Леонид Веснин построил четыре таких: в Ростокино для камвольно-отделочной фабрики, в Железнодорожном при Саввинской мануфактуре, для фабрики «Пролетарий» около станции Шарапова Охота Курской железной дороги и, увы, не уцелевший клуб в Лихоборах близ Головинских прудов.
Это здание Леонид Веснин строил (ул. Михалковская, 36, стр. 1) для Московской тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева, до революции относящейся к Товариществу суконных мануфактур «Иокиш».
Автора проекта не сковывали небольшие размеры участка в тогдашнем пригороде Москвы, поэтому клубное здание получилось довольно сильно вытянутым в длину. Оно представляет собой асимметричную композицию трех объемов простых геометрических форм. Веснин устроил и дополнительный широкий вход со стороны старого парка бывшей усадьбы Михалково.
Рабочие тонкосуконной фабрики, однако, жаловались на то, что-де зрительный зал на 450 человек был слишком мал и не может вместить всех желающих. Также в клубе не устроили физкультурного зала, поэтому трудящимся приходилось тренироваться прямо на сцене. Кроме того, проектировщик отчего-то не счел необходимым устроить в клубе помещения для драмкружка.
Через четыре года после ввода клуба на Михалковской в эксплуатацию спаянный коллектив трех братьев Весниных понес утрату. Леонид Веснин скончался в 1933 году. В память о замечательном архитекторе Денежный переулок в Москве был переименован в улицу Веснина. Впрочем, в 1994 году переулку вернули историческое название.
В 1982 году конструктивистское здание клуба им. Петра Алексеева, имевшее статус памятника архитектуры, перестроили: внесли изменения в планировку и облицевали белым известняком.
До 2017 года клуб был одним из московских объектов «Свидетелей Иеговы», а с тех пор как организацию признали экстремистской и ликвидировали, стоит закрытым. И, быть может, достоит до лучших времен, когда займутся его реставрацией.
Фото: Максим Мухин, Ильин М. А./фонд Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева



