Константин Мельников, пионер современной архитектуры, изобретатель новых форм и мечтатель, активно участвовал в конкурсах. Первую постройку в натуре архитектор смог реализовать в 1923 году. Это был павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Деревянное экспериментальное сооружение Всероссийского махорочного синдиката, с его сложной динамичной композицией, угловым остеклением, открытой винтовой лестницей, увы, не уцелело. Сохранились лишь фотографии и проектные листы.
Однако второе после «Махорки» осуществленное в 1924–1925 годах Мельниковым здание — контора Ново-Сухаревского рынка (Б. Сухаревский пер., 11, стр. 1) — до нас дошло.
Можно предположить, что ранняя постройка замечательного архитектора спаслась отчасти потому, что была капитальной, сложенной из кирпича.
Еще в XVIII столетии, как известно, Большая Сухаревская площадь служила местом развитой рыночной торговли. Граф Федор Васильевич Ростопчин, московский главнокомандующий, распорядился учредить на площади у подножия Сухаревой башни воскресную торговлю любым похищенным во время войны 1812 года имуществом.
Во второй половине XIX века многолюдная Сухаревка оставалась еще и «главнейшим книжным нервом» Москвы: книжники с рассветом расставляли свои палатки с раритетами, первыми покупателями которых становились неугомонные коллекционеры, главным образом из купцов. Владимир Гиляровский, из чьих текстов мы продолжаем черпать сведения о нашем городе, живописал старую Сухаревку так: «Она занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров. А кругом во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки… Против роскошного дворца Шереметевской больницы вырастали сотни палаток, раскинутых за ночь на один только день. От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов, оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы… Букинисты и антиквары (последних звали “старьевщиками”) были аристократической частью Сухаревки».
Ленин потребовал ликвидировать Сухаревский рынок, к тому времени уже представлявший собой барахолку с элементами криминального характера, что и было закреплено постановлением Моссовета от 13 декабря 1920 года.
Тем не менее нэп и «новое купечество» возродили к жизни мелкую частную торговлю, и пришлось организовывать новую площадку. Ново-Сухаревский рынок раскинулся на большом пустыре между Сретенкой и Трубной улицей, на месте бывших владений Гефсиманского скита. Пещерные храмы близ Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры имели жилые и хозяйственные здания у Сухаревой башни, но в 1919 году скит преобразовался в Гефсиманскую сельскохозяйственную трудовую артель. И архитектор Константин Мельников, в тот момент занимавшийся эскизом саркофага для первого деревянного ленинского Мавзолея, получил заказ на проект рыночных строений.
Конструктивист спроектировал павильон, сформированный по излюбленному им пилообразному принципу. Торговый киоск представлял собой блок двух изолированных помещений, выходящих на противоположные стороны витрины и входной зоны. Витрины разворачивались слегка под углом друг к другу, что освобождало пространство перед каждым павильоном, не мешая проходу граждан и во многом упорядочивая рыночную стихию.
«… Угловой показ товаров по моему проекту заставил подчиниться архитектурному решению темы», — объяснял Мельников. Полторы тысячи павильонов, к тому же пронумерованных и выкрашенных в разные в соответствии с товаром (галантерея, кожа, одежда, табак, стекло, шапки, меха, рыба, мука) цвета, автор проекта расположил не параллельными рядами, но создал живописную пространственную композицию, которую сам же и назвал «оркестром танцующих гармоний». Отсек с товаром закрывался на ночь.
К слову, архитектура киосков в 1925 году повторит объемно-пространственное решение Мельникова торговых павильонов Торгсектора СССР на Парижской выставке.
Ново-Сухаревский рынок, оснащенный электричеством, водопроводом, пожарной сигнализацией, в те годы являлся, несомненно, новым типом торгового центра, отличающегося от единого крытого рыночного помещения с прилавками. Напоминанием о некогда существовавшем рынке служит трехэтажное оштукатуренное здание конторы, ныне — объект культурного наследия регионального значения. В нем помимо рыночной администрации размещался трактир с рекламой пива на фасаде. Здание находилось в центре, прямо между сходившимися лучами торговых рядов.
На плоской крыше предусматривалось и летнее кафе. На проектном чертеже, во всяком случае, оно фигурирует. По первоначальному проекту контора в плане должна была быть круглой, но все же стала треугольником с вырезанным углом. В вершине треугольника — лестница, частично открытая. Фасад расчленяли выступы-лопатки и вертикальные окна. Лестничную клетку освещал круглый оконный проем-иллюминатор.
Торговлю на Новой Сухаревке прекратили в 1930 году. Рынок заменили автодормехбазой, а потом и электроподстанцией №378.
Первоначальный вид творения Мельникова за сотню лет претерпел немалые изменения: кровля превратилась в скатную, вертикальное лестничное остекление было заложено, прорублено еще одно окно над входом, изменен цвет стен, оригинальные двери утратились, а деревянные рамы и переплеты окон стали, разумеется, пластиковыми. Контора была населена офисами, магазинами чемоданов и одежды.
К столетию с момента сдачи в эксплуатацию в здании в Б. Сухаревском переулке, перешедшем в собственность гендиректора Группы ОНЭКСИМ и по совместительству основателя НКО «Мира» Дмитрия Разумова, планируют завершить научную реставрацию и наполнить его новой жизнью.
Исследование ведет эксперт по архитектуре авангарда Татьяна Царева, проектные работы — бюро Gorlenko Studio и научно-проектное реставрационное предприятие «Симаргл».
В бывшей конторе Ново-Сухаревского рынка в 2025 году откроется московский филиал культурного центра «Мира».
Фото: Максим Мухин, pastvu.com