Евгения Гершкович

Дом недели: Кремлевская бензоколонка на Волхонке

2 мин. на чтение

Будка кассы и две элегантные папирусообразные колонны под плоскими крышами — бензоколонка на Волхонке (д. 14, стр. 5), последний привет от невоздвигнутого колосса Дворца Советов.

«Прежде всего, сама громадность размера — это пролетарский стиль…  Мы стремимся к грандиозным размерам не потому, почему добивался громадных масштабов какой-нибудь безумный император вроде Нерона или американские капиталисты…  У нас одновременно утилитарные задачи (ибо в Москве не можем жить без зала на 20 тыс. человек, потому что негде видеть и слышать вождей), но в то же время самая грандиозность размеров присуща зданиям пролетариата», — так в 1932 году нарком просвещения товарищ Луначарский на расширенном пленуме объяснял гигантоманию, возобладавшую в проектировании Дворца Советов.

Повышенная грандиозность, как мы хорошо знаем, обернулась впадиной бассейна «Москва», уже исчезнувшей, а на месте когда-то взорванного храма вновь построили храм.

1980

За перипетиями все эти годы из-за небольшой ограды безмолвно наблюдала практически нетронутая бензоколонка, которая проектировалась и строилась в 1938 году как часть того гигантского дворцового комплекса. Считается, что ее автор — Алексей Николаевич Душкин.

Для подобных заправок замечательный архитектор предусмотрел типовой проект. Вторая такая же, стоявшая на улице Черняховского в районе Аэропорт, до наших дней не дожила — в 2014 году ее снесли за ненадобностью.

1990

Душкин принимал живейшее участие в создании первой очереди московской подземки, транспортной системы, которая, согласно замыслу, должна была быть связана с Дворцом Советов. Не выходя из чертогов, делегаты и многочисленные гости должны были бы спускаться прямо к поездам.

На месте храма Сошествия Святого Духа архитектор проектирует одноименную станцию «Дворец Советов», ныне известную как «Кропоткинская». Уже здесь он практикует элементы, заимствованные из арсенала древнеегипетской архитектуры, Карнака и Луксора.

К слову, согласно сохранившимся эскизам, в египетском стиле Душкин проектировал и наземный павильон станции. Но построен он был уже по проекту другого архитектора — Самуила Кравеца.

Стало быть, можно предполагать, что мотивы колонн бензоколонки образца стиля ар-деко или, по версии других экспертов, постконструктивизма являлись продолжением общего замысла Душкина.

Заправка была сразу предназначена для правительственных автомобилей, обслуживала машины Кремля.

Ее уже грозились снести. Во время обсуждения проекта музейного городка ГМИИ звучали предложения перенести АЗС в более органичную архитектурную среду — куда-нибудь поближе к Дому на набережной или гаражу Мельникова, а на этом месте построить информационный центр, билетный офис или даже выставочный зал.

Сегодня ее ансамбль, входящий в единый земельный участок с усадьбами князей Голицыных, Долгоруковых — Румянцева-Задунайского, вновь под угрозой исчезновения, поскольку он попадает в реестр нового закона №24 от 13.11.2024 «Об объектах культурного наследия в городе Москве».

В силу закон вступает уже 1 января 2025 года. Его статья 17 сообщает: «Выявленные объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, в отношении которых до 1 июля 2025 года не приняты решения о включении в реестр, подлежат исключению из перечня выявленных объектов культурного наследия».

И таких объектов в Москве 1728, то есть буквально четверть городского наследия. Статус выявленного памятника бензоколонка на Волхонке имеет с 2008 года, но до сих пор так и не была внесена в реестр ОКН.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: