Руки реставраторов дотянулись до Монетного двора, важнейшего памятника XVII века. Специалисты приступили к исследованиям и разработке проекта реставрации объекта культурного наследия федерального значения.
Денежные дворы у нас появились еще при первом Романове, царе Михаиле Федоровиче, и функционировали в четырех русских городах. К концу XVII века денежный двор оставался только в Москве. Но и тогда еще не имела страна собственной золотодобычи, равно как и добычи серебра. Приходилось закупать сырье на внешних рынках и даже переделывать деньги иных государств.
С воцарением Петра I начались известные преобразования, заметно коснувшиеся и монетной системы.
Если вдаваться в нюансы, заключались они в переходе с серебряной проволочной копейки, совсем не связанной с европейскими монетными системами, к международной серебряной монете того времени. Вес проволочной копейки в 1698 году понизился до 0,28 грамма с тем, чтобы соответствовать талеру.
Стали ходить монеты правильной формы номиналом от полуполушки до рубля. Золотые монеты стоимостью два рубля назывались червонцами. Проволочные копейки, впрочем, продолжали также выпускаться и выпускались до 1718 года.
Одно из старейших из числа сохранившихся в Москве производственных зданий — находившийся в ведении Приказа Большой казны Монетный двор (Никольская, 5/1). Еще его называли Красным и Китайским. Появился он в 1697 году у Китайгородской стены, параллельно проезду Воскресенских ворот, куда выходила ограда. Здесь-то и чеканили золотые, серебряные и медные монеты. Предприятие, расширяясь со временем, превратилось в целый квартал в окрестностях Кремля, растянувшийся от Воскресенских ворот до Заиконоспасского монастыря и имевший сложное композиционное решение. Фасад главного кирпичного корпуса, этакий привет нам всем из петровских времен, пышно украшен восьмигранными окошками с белокаменными наличниками, полихромным изразцовым фризом и колонками в простенках, «с полуступами, коптельми, лябрами, клеймами, кракъштынями, киотами, шпредгиром с шариками, карнизом лябристым». Автор красот — резчик по камню Василий Михайлов.
На стене сохранилась закладная доска с текстом, сообщающим о времени строительства здания: «В 15 лето богохранимые державы его при благороднейшем сыне его Великом государе царевиче и Великом князе Алексее Петровиче в осьмое лето от рождества его построен сей двор ради делания денежной казны в лето от Сотворения Мира семь тысяч двести пятое, от Рождества же во плоти Бога Слова 1697».
За мощными стенами его нижнего этажа находились изолированные друг от друга и имевшие отдельные входы со двора палаты — Кузнечная, Поджигальная. Окна в целях безопасности выходили исключительно во внутренний двор. В помещениях второго этажа, более вместительных и хорошо освещенных, помещались Казначейная, Кладовые, Пробирная и Работная палаты. Подвал, как нетрудно догадаться, служил местом хранения драгоценных металлов и готовой продукции.
На Никольскую сегодня эти нарядные палаты, показательный образец нарышкинского барокко, расположенные в глубине квартала, выходят только боковым фасадом.
Анна Иоанновна в пору своего правления решила капитально перестроить комплекс Монетного двора. Работы велись с 1732 по 1740 год под руководством Петра-Фридриха Гейдена. Проект архитектора, образование получившего в Германии, предусматривал возведение новых корпусов, а также каменной и земляной плотин на реке Неглинке, которая в те далекие годы еще не была взята в трубу. Корпуса образовали три замкнутых двора. Двухэтажный, выходящий к Воскресенским воротам, нарядился плоскими ризалитами, пилястрами, карнизом и аркой въезда. Ради расширения Монетного двора принесли в жертву часть стены Китай-города. Ее разобрали. Гейден же получил в награду отписной двор и высокий ранг.
Очередное вмешательство в судьбу Монетного двора совершила Екатерина II. При посредстве Матвея Федоровича Казакова был переоборудован корпус у Воскресенских ворот в парадный зал губернских Присутственных мест с лепным карнизом и росписью на сомкнутом своде. Здесь проводила свои заседания Шестигласная дума. В число функций этого органа городской исполнительной власти, просуществовавшего до 1870 года, входили наблюдение за общественным порядком в местах торговли, постройка и поддержание городских зданий и площадей, сбор и распределение бюджетных средств, урегулирование конфликтов между жителями. В 1806 году над залом возвели этакую ратушную башню, на самом деле служившую пожарной каланчой.
В подвальном помещении одного из корпусов было устроено исправительное учреждение, известная всей Москве «яма» — долговая тюрьма. Узкая лестница вела вниз к камерам, которые были разделены в соответствии с сословием и гендерной принадлежностью. Имелись отделения «дворянское», «купеческое», «мещанское», «управское» и «женское». При тюрьме предусматривались церковь, кухня и баня. Должники содержались за счет своих же кредиторов, лишь бы иным неповадно было. Прекращал кредитор ассигнование, арестант выходил на свободу. Соблюдался древний обычай: «Правеж и выдача должника истцу головой до искупа». Правеж означало «неплательщик». После войны 1812 года долговая тюрьма была переведена подальше от центра, за Москву-реку, к Нескучному саду.
Владимиру Гиляровскому довелось оказаться в той «яме», но позже, когда помещение тюрьмой уже не служило. «Я очутился в большой длинной комнате с нависшими толстенными сводами, с глубокой амбразурой маленького, темного, с решеткой окна, черное пятно которого зияло на освещенной стене. Так вот она, та самая “яма”, которая упоминается и у Достоевского, и у Островского. Ужасная тюрьма для заключенных не за преступления, а просто за долги. Здесь сидели жертвы несчастного случая, неумения вести дело торговое, иногда — разгула», — описывал репортер свои впечатления.
Но не только должники содержались в этих мрачных застенках. В 1775 году больше двух месяцев, пока особой следственной комиссией Тайной экспедиции Сената велось следствие и вершился суд, здесь был заточен прикованный цепью Емельян Пугачев. Императрицу Екатерину II беспокоили донесения об ухудшении здоровья главных подследственных, и она передавала послания следователям: «Весьма неприятно бы было ее величеству, если бы кто из важных преступников, а паче злодей Пугачев от какого изнурения умер и избегнул тем заслуженного по злым своим делам наказания». Казнь над бунтовщиком свершилась на Болотной площади 10 января 1775 года.
В конце XVIII века в казематах Монетного двора три недели содержался писатель, философ, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев перед ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.
В 1888 году по инициативе московского городского головы Николая Алексеева архитектор Дмитрий Чичагов построил Московскую городскую думу. Краснокирпичное здание вплотную примыкало к Монетному двору. В 1900 году его корпуса, выходящие на Никольскую улицу, перестроил звезда московского модерна, автор отеля «Метрополь» Лев Кекушев. Часть старых построек была приспособлена под торговые помещения.
После 1917 года здания Монетного двора служили типографией и коммуналками.
В настоящий момент пространства бывшего Монетного двора занимают служебные помещения Государственного исторического музея. В перекрытом внутреннем дворе устроены Музей войны 1812 года и постоянная экспозиция «Артиллерийский двор».
Фото: ©Сергей Алдонин, «Москвич Mag»