Евгения Гершкович

Дом недели: Московский театр эстрады на Берсеневской набережной

4 мин. на чтение

В трехэтажном кирпичном доме купца Гладышева на Садово-Триумфальной площади в 1910 году открылся театр-варьете «Альказар». В здании (находилось оно справа от памятника Маяковскому), построенном в 1861 году, оборудовали театральный зал.

В варьете выступления давали по преимуществу отечественные мастера оригинальных жанров, артисты: танцевальный дуэт братьев Орликов, квартет Борри, куплетист Сергей Сокольский, «франко-русские дуэттисты» Михаил Савояров и Ариадна Горькая. Тут же публика имела возможность заглянуть и в ресторан под тем же, что и театр, названием с превосходной кухней, работающий до четырех часов утра. Имелись отдельные кабинеты, подавались изысканные вина лучших марок. Заведение благополучно просуществовало до революции, закрывшись в 1917 году.

Дом на набережной, 1930-е

Помещение, однако, долго не пустовало: 1 октября 1918 года им поспешил воспользоваться оставшийся без крыши над головой Малый театр, показавший здесь несколько постановок, в том числе спектакль «Бешеные деньги» Александра Островского. Через месяц пространства бывшего варьете «Альказар» были отданы вновь созданному театру Пресненского района Москвы.

В 1925 году в «Альказаре» опять поменялись «жильцы». Здесь открылся советский эстрадный театр, который также получил название «Альказар». Руководство театром осуществлял эстрадный артист, конферансье Александр Абрамович Менделевич в компании с пианистом и композитором Дмитрием Яковлевичем Покрассом, работавшим также в Московском мюзик-холле.

2022

Наконец, 5 июня 1954 года в бывшем «Альказаре» на Садово-Триумфальной площади открылся Московский театр эстрады, ставший одной из самых популярных концертных площадок в стране. Инициативу возглавил в прошлом куплетист Николай Павлович Смирнов-Сокольский (1898–1962), автор устных злободневных фельетонов, народный артист РФ, сын типографского рабочего Сокольского и театральной портнихи Смирновой.

Николай Павлович полагал, что артисту эстрады должно выбирать такие темы, которые одинаково могут быть интересны и академику, и колхознику. Но допускал, что нащупать такие сюжеты — задача не из простых. Смирнов-Сокольский был ярким артистом, королем эстрады, конферансье, всегда выходившим к публике в черной бархатной куртке с пышным белым бантом. Он предпочитал прямой диалог и разговаривал со своим зрителем на равных. Артист высказывал мнение, что «эстрадное искусство должно упираться корнями в народные балаганы». Смирнов-Сокольский слыл заядлым библиофилом, книголюбом, собравшим солидную библиотеку первых и прижизненных изданий русских классиков. Кстати, его старшая сестра в свое время служила продавщицей в книжном магазине на Неглинной улице.

Супруга Николая Павловича, Софья Петровна Близниковская, вспоминала: «За сорок лет, прожитых вместе, я редко видела его без книги в руках. Будь то обед или ужин, самолет или поезд, актерская уборная или курорт. Хорошие книги и систематическое чтение отточили его мысль и сделали речь яркой и образной».

Интерьеры Театра эстрады до реставрации

Смирнов-Сокольский был поистине легендарной фигурой, которому, видимо, позволено было многое, что он подтверждал в своих мемуарах: «Меня часто приглашали на приемы. Однажды на банкете в Кремле подозвал меня к себе Сталин. И, представляя какому-то иностранному деятелю, сказал: “А это мой шут!” С тех пор мне было дозволено говорить всё что хочу. Никто не смел мне делать замечаний». Мечтой Николая Смирнова-Сокольского всегда было создание такого театра, где бы могли ставиться театрализованные эстрадные представления.

Мечту свою актер воплотил в жизнь. Он же стал автором первой программы Московского театра эстрады, ее постановщиком и, разумеется, участником. Надо ли говорить, что Николай Павлович, человек деятельный и энергичный, позаботился о том, чтобы привести в порядок внутренние пространства бывшего «Альказара», а также набрать штат и составить смету молодого театра, гостеприимно открывшего двери для публики. По тому, сколь горячо и с интересом на это событие откликнулась публика, можно было судить, каким своевременным и нужным оказалось создание подобной театральной институции.

Что же играли в первый день работы Московского театра эстрады? Режиссер Александр Павлович Конников поставил к открытию спектакль «День рождения», собранный из отдельных номеров, где остросатирический текст Николая Смирнова-Сокольского занимал центральное место. Автор критиковал современных авторов, в самом начале представления символически обратившись к памятнику Владимиру Маяковскому, выразив надежду на то, что новый театр станет поэту достойным соседом.

Зрительный зал

Сатирический курс театра, таким образом, был обозначен с первых дней. Однако ставшая очень популярной организация не имела постоянной труппы. Актеров приходилось набирать, прибегая к помощи Всероссийского гастрольно-концертного объединения и прочих общественных союзов советских республик.

Представления Московского театра эстрады являли собой постановки, составленные из сатирических миниатюр, песен, хореографических, акробатических номеров и сложного конферанса. При театре существовал собственный оркестр под руководством композитора Николая Григорьевича Минха, автора оперетты «Раскинулось море широко», песни «Пароход», которую с успехом исполнял Леонид Утесов. Конечно же, Государственный эстрадный оркестр Леонида Утесова нередко выступал в Московском театре эстрады.

Следующим художественным руководителем с кончиной Смирнова-Сокольского стал упомянутый выше режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Конников.

К этому времени Московский театр эстрады уже получил новое помещение. Переезд театра в Дом правительства, Дом ЦИК и СНК СССР, который москвичи с легкой руки писателя Юрия Трифонова называют «Домом на набережной» на Берсеневской набережной, 20/2, произошел в феврале 1961 года.

На этот раз новоселье было отмечено программой «Приглашение на новоселье», конферанс которой осуществляли Борис Брунов и Эмиль Радов. На сцену в этот день вышли Рина Зеленая, Клавдия Шульженко, Николай Рыкунин и другие звезды советской эстрады.

Элементы декора

Борис Иофан, проектируя в 1931 году ансамбль на Болотном острове, предусмотрел помимо жилых корпусов сберкассу, детские ясли, амбулаторию, библиотеку, спортивный зал, магазин, теннисный корт, кинотеатр, самый по тем временам большой в Москве, и клуб. Именно этот клуб, где некоторое время находился Центральный детский кинотеатр, и стал Театром эстрады.

Фасад здания театра, выходивший на набережную Москвы-реки, был украшен пилястрами и портиком, сформированным квадратными в плане столбами. Пространственная композиция театра представляла собой симметричную структуру, фланкированную объемами жилых корпусов. По сторонам от портика — парадно оформленные входы во внутренние дворы.

Вместимость зрительного зала Театра эстрады, которым сегодня руководит Геннадий Хазанов, составляет 1300 мест. Здание является частью объекта культурного наследия регионального значения. В настоящий момент театр закрыт и находится на реставрации, которую планируют завершить к концу 2022 года. На сегодняшний день уже восстановлены лепнина в интерьерах, живописные панно над порталом сцены, деревянный паркет с геометрическим орнаментом.

При реставрации купола в фойе первого этажа были обнаружены ромбы с цветочными розетками, изящная альфрейная живопись. По периметру свода специалистам открылся цветочный орнамент, красочный слой которого относится к 1960-м годам. Также проводятся работы по восстановлению фасада: колонн, пилястр и терразитовой штукатурки, поврежденной под влиянием природных факторов.

Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com

Подписаться: