Венецианское зеркало в резной раме, китайские курильницы, ломберный столик с инкрустацией, бронзовый трехрожковый канделябр, письменный прибор каррарского мрамора, редкие кофейники, каминные часы фирмы «Павел Буре», коллекция трубок…
Убранство усадебного флигеля, где Алексей Николаевич Толстой поселился в 1941 году и прожил вплоть до своей кончины в феврале 1945-го, являет картину изысканную. Интерьер дополнен «Натюрмортом с селедкой» Давида Тенирса Младшего, «Натюрмортом с арбузом» Абрахама Брейгеля, «Птичьим двориком» Мельхиора де Хондекутера и не только. Писатель, депутат Верховного Совета СССР знал толк в голландской живописи золотого XVII века.
Как написал в 1942 году Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой, «дом Толстого столь оригинален, необычен и дышит совсем иным, чем общий “литфон”».
Переехавший из Ленинграда «красный граф» проживал в Москве в неудобной двухкомнатной квартире на улице Горького, недалеко от Белорусского вокзала. Вся его богатая коллекция там, конечно же, не уместилась. Дача в Барвихе, впрочем, к тому времени уже была.
О бытовых неудобствах известного литератора прослышала невестка Максима Горького Надежда Пешкова, продолжавшая жить в особняке Рябушинского, и предложила Толстому с семейством занять корпус бывших служб по соседству.
Создавая в 1900–1902 годах одно из ярких своих произведений, звезда русского модерна Федор Шехтель позаботился о комфорте заказчика, предпринимателя Степана Павловича Рябушинского. Подле особняка, в самой глубине участка, архитектор предусмотрел одноэтажные службы и жилой флигель. В плане эти объемы образуют П-образную композицию. Сюда ведет арочный проем въездной арки, направляющий к гаражу: Рябушинские были создателями первого в Москве автомобилестроительного завода.
Толстой предложение принял, поселился в примыкавшем к службам, включающим помещение для хранения инвентаря и дворницкую, скромном двухэтажном флигеле, где прежде также находились прачечная и комната для прислуги. Флигель (ул. Спиридоновка, 2, стр. 1) был сложен из бежевого кирпича, углы строения отделаны светлой бетонной штукатуркой, вход подчеркнут аттиком с окном.
Когда в особняке Рябушинского еще обитал Горький, в пристройке сидели курируемые им редакции журналов «СССР на стройке», «История фабрик и заводов», «Наши достижения». В 1936 году «пролетарский писатель» скончался. Во время похорон Алексей Толстой нес по Красной площади урну с прахом Горького, а потом на пару лет заменил покойного на посту секретаря Союза писателей.
Нового хозяина встретил беспорядок: по разбросанным на полу бывшей редакции старым журналам и газетам сновали крысы, текла крыша, незакрывающиеся окна бились на ветру, со стен свисали обрывки обоев. Толстой поворчал, что, дескать, ему, графу, особняка не выделили, как некогда Горькому-простолюдину. Но, гедонист со «страстью ко всяким житейским благам», он все устроил, сообразуясь с личным представлением о комфорте, собирая куски ушедшей жизни.
В дом на Спиридоновке Алексей Николаевич вселился с четвертой, на сей раз последней женой. Людмила Ильинична Крестинская, некогда библиотекарь Ленинградского отделения Союза писателей СССР, стала и личным секретарем прославленного автора «Гиперболоида инженера Гарина» и «Золотого ключика».
Тот же беспощадный Эфрон ядовито припечатал молодую жену, скрасившую последние годы Толстого: «Законченный тип светской женщины представляет Людмила Ильинична: элегантна, энергична, надушена, автомобиль, прекрасный французский язык, изучает английский, листает альбомы Сезанна и умеет удивительно увлекательно говорить о страшно пустых вещах. К тому же у нее есть вкус, и она имеет возможность его проявить».
Новое жилище с невысокими потолками, теперь напоминавшее дворянскую усадьбу, если не дворец, делилось на коридор, кабинет, кухню, спальню, столовую-гостиную, малую гостиную, синий зал с колоннами и концертным роялем «Бехштейн», где будут играть Шостакович, Прокофьев, Рихтер. Изменились рисунки окон, прямоугольные проемы обрели арочное завершение, построено два камина — в кабинете и будуаре Людмилы Ильиничны.
Просторы кабинета вместили целых четыре стола. За конторкой Толстой по утрам, вооружившись паркеровской ручкой, работал над рукописями; за столом с пишущей машинкой марки Underwood перепечатывал написанные абзацы от руки; за столом у камина курил трубку, правил напечатанное, попивая кофе, и, наконец, за четвертым столом занимался ежедневной корреспонденцией.
На Спиридоновке он писал исторический роман «Петр Первый», да так и не дописал.
Толстого окружали предметы, его вдохновлявшие, создававшие соответствующую атмосферу, помогавшие вжиться в эпоху, например голландские корабельные часы, походный сундук императора, его бронзовый бюст, посмертная маска, снятая Бартоломео Растрелли, один его портрет, возможно, кисти Иоганна Готфрида Таннауэра или Луи Каравака, и другой, объемный, выполненный в уникальной технике середины XIX века — мозаике из спичек. Коллекцию писателя украшал портрет Екатерины I французского живописца Жан-Марка Натье.
После кончины Алексея Толстого его вдова 32 года сохраняла вещи и обстановку такой, какой та была при жизни советского классика.
В 1957 году недалеко от дома установили памятник Алексею Толстому работы скульптора Георгия Мотовилова.
14 ноября 1980 года во флигеле на Спиридоновке произошло ограбление. Украли предметы антикварной мебели. Людмила Ильинична лишилась броши «Королевская лилия», сделанной по заказу короля Людовика XV. Украденное все же удалось вернуть.
Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, филиал Государственного литературного музея, был открыт в 1987 году.
В этом году, когда отмечается 140-летие со дня рождения Алексея Толстого, был утвержден предмет охраны здания музея как части особняка Рябушинского, объекта культурного наследия. В охранный список вошли композиция, оформление фасадов здания, интерьеров, исторические лестницы, окна и двери.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com