Важно постоянно напоминать о зданиях конструктивизма, поскольку судьба каждого из них неустойчива, слишком высок риск в один прекрасный день не обнаружить на месте еще вчера стоящий там дом.
Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокино (пр-т Мира, 186, корп. 1, 2), к счастью, обладает статусом выявленного объекта культурного наследия. К тому же имя автора проекта слишком громкое. Это Моисей Яковлевич Гинзбург (1892–1946) — новатор, лидер конструктивизма, теоретик, архитектор-практик, 130-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Уроженец Минска, Гинзбург учился в Академии изящных искусств в Париже, Тулузской архитектурной школе, Миланской академии художеств, где попал в группу профессора Моретти. Много путешествовал по Италии. В Рижском политехникуме к диплому архитектора добавил диплом инженера-строителя. В 1923 году Моисей Гинзбург уже профессор ВХУТЕМАСа. Тогда же выходит его книга «Ритм в архитектуре». А еще через год он публикует свой новый теоретический труд — «Стиль и эпоха».
Гинзбург был одним из организаторов Объединения современных архитекторов (ОСА), важнейшего творческого союза эпохи авангарда, выпускавшего журнал «Современная архитектура».
Моисей Яковлевич много проектировал. Ему были особенно интересны поиск новых типов зданий, новых подходов к решению функциональных задач, применение современных строительных материалов и конструкций.
На проблемы массового жилищного строительства Гинзбург обращает внимание, уже занимая посты в государственных проектных организациях — Госплане РСФСР, «Гипрогоре».
Он полагал, что возможностями новой техники можно овладеть лишь в условиях социалистического строительства. Начиная с 1928 года в Советском Союзе существовала госструктура — Комитет по строительству, внутри которого была создана секция по разработке типовых квартир. Этой Секцией типизации Моисей Гинзбург и руководил. Архитекторы Стройкома занимались проектами новых, экономичных, форм жилья. Одной из таких стал коммунальный дом, дом-коммуна, или, как его еще называли, жилой комбинат.
Старый жилой фонд густонаселенной Москвы уплотнять тогда было уже некуда. И вот социальное жилье с компактными жилыми секциями как раз и спасало существующее положение.
Общежитие в Ростокино (1928–1931) стало продуктом исследовательской деятельности, образчиком дома нового социального типа и примером рационального подхода в строительстве. Моисей Яковлевич Гинзбург работал над ростокинским проектом совместно со своим учеником, архитектором и дизайнером Соломоном Абрамовичем Лисагором.
Надо сказать, что в эти же годы Гинзбург одновременно трудился над созданием еще двух своих произведений, одно из которых, дом Наркомфина на Новинском бульваре, оказалось программным. Не менее значимым был и дом-коммуна на Гоголевском бульваре.
Первоначально комплекс общежития ватной фабрики в Ростокино состоял из трех корпусов, по проекту соединенных между собой воздушным переходом. Пятиэтажное кирпичное здание предназначалось для квартир семейных рабочих ватной фабрики. В коммунальном корпусе, расположенном между двумя жилыми, размещались зал для собраний, просторное фойе, кухня, столовая и прачечная. Одного взгляда на фасад достаточно, чтобы определить, где находился зал. Третий объем был деревянным, что, разумеется, не оставило ему шанса дойти до наших дней.
Согласно проекту пятиэтажка с ленточным остеклением представляла собой два врезанных друг в друга параллелепипеда. В каждом этаже объемов так называемого парноблочного дома размещалось по четыре двухкомнатные квартиры, где имелись ниша под кухню, душевая комната и санузел. Третий, деревянный, обшитый фибролитом корпус был построен для рабочих, еще не успевших обзавестись семьей. И состоял он исключительно из жилых ячеек типа F.
Этот экономичный вариант квартир, собственно, и разрабатывался Моисеем Гинзбургом в рамках его деятельности в Стройкоме. Он же и был взят за основу при создании шести жилых комплексов с обобществленным обслуживанием в Москве, Свердловске и Саратове.
Кстати, чрезмерную экономию жилого пространства в домах-коммунах Гинзбург осуждал. «Продолжать рационализацию в этом направлении все равно, что рационализировать крестьянскую телегу», — писал он.
В домах с такими квартирами-ячейками на два этажа приходился один коридор. Площадь ячейки F составляла 33 кв. м. Высота потолка столовой достигала 3,6 м, в спальне же было достаточно 2,2–2,35 м. Продолжая заниматься проблемами социалистического жилья, в 1934 году Моисей Гинзбург публикует фундаментальный труд под названием «Жилище».
Задача скорейшей индустриализации страны и, соответственно, рост населения заставляли архитекторов и урбанистов искать решения. Так постепенно, от создания проекта отдельных домов с коммунальным обслуживанием, теоретик и практик двигался к проблемам массового строительства, районной планировке, планировке целого экономического района.
К многим идеям, которые выдвигал Моисей Гинзбург, например к «стремлению организовать необходимое пространство с минимальными затратами материала», полезно возвращаться и сегодня и, разумеется, бережно хранить реализованные им постройки.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com