Бутырка — солдатская слобода, ставшая промзоной и местностью модных джентрифицированных арт-кластеров. Этнограф и лексикограф Владимир Даль, авторитет которого непререкаем, смысл слова «бутырки» определял как «дом на отшибе».
На рубеже XVIII–XIX веков слободу заселили работники типографии Московского университета — тередорщики, печатники, словолитцы и те, что набивали набор краской. Вот этих последних называли «батырщики», или, по созвучию с местом проживания, «бутырщики».
Густав Богданович Келлер тоже был, можно сказать, бутырщиком. На этой северной окраине Москвы германский поданный устроил машинную типографию, фабрику по отливке типографских валиков и магазины, торговавшие литографскими камнями, красками, шрифтами и прочими типографскими принадлежностями. Возле собственного предприятия Келлер и жил, имея дом в шаговой доступности. Для архитектурного решения двухэтажного особняка, отдавая дань вкусам времени, фабрикант избрал стиль модерн. Строение 1909 года по адресу Вятская улица, 35, на исходе нынешнего января получившее статус объекта культурного наследия регионального значения, принадлежит перу Михаила Матвеевича Черкасова, ученика архитектора Константина Михайловича Быковского, и представляет собой показательный пример жилой застройки начала XX века.
Особняк Келлера в 1988 году
Среди прочих реализованных проектов Михаила Черкасова в Москве — доходные дома в Большом Могильцевском переулке, 8, в Старомонетном переулке, 1, на Долгоруковской улице, 38, в Нащокинском переулке, 6, в Даевом переулке, 6, особняк в Гороховском переулке, 23.
Силуэт здания с подвалом на Вятской прорисован четкой уверенной линией. Центральную ось фасада намечает ризалит с аттиком. Композиция, однако, намеренно асимметрична. И это подчеркнуто расположением оконных проемов, как прямоугольных, так и мягко округленных. Архитектурная вариация модерна строгая и рационалистичная, без особого столичного шика. Обошлось без волн, цветов, томных красавиц с длинными вьющимися волосами. Сдержанная графика филенок осталась единственной декорацией плоскости стен. Через два года Черкасов проектирует в имении Келлера одноэтажный флигель для жилых и хозяйственных нужд (дворницкая, прачечная, мастерская для отливки типографских валиков) и корпус фабричной конторы.
Список постоянно сменяющих друг друга владельцев этого участка земли в бывшей Бутырской слободе, в Сущевской части квартала 6, звучит музыкой для слуха и может напомнить перечень квартирантов «Вороньей слободки» у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке».
Коллежская секретарша Надежда Ивановна Куприянова в 1840-е годы продала домовладение почетной гражданке вдове Анне Алексеевне Шевалдышевой. В 1870-е годы владельцем земли числился французский подданный Николай Иванович Билье, затем Николай Васильевич Эйман. Тот продает участок князю Николаю Антоновичу Гедройцу, что возводит (1888) по проекту архитектора Николая Дмитриевича Иванова каменные и деревянные одноэтажные фабричные постройки с железной дымовой трубой на фундаменте.
Анастасия Ефремовна Гедройц в 1889 году приглашает архитектора Ивана Павловича Херодинова спроектировать ей «одноэтажное каменное с деревянной рубленой частью с продольной каменной стеной» заведение для литья и ковки чугуна. Помещение княгиня сдает в аренду московскому мещанину Григорию Ивановичу Вундердиху. Новый владелец купец Мовше Ханелес наладил в фабричном здании перчаточное, кружевное и ткацкое производство. Рядом этот уроженец Минской губернии строит одноэтажную, из круглого леса на каменных столбах, красильню. Далее, в 1894 году, хозяин места — почетный гражданин Петр Иванович Счастнев, через год — Торговый дом «Братья М. и В. Гаевские», еще через год — купец Андрей Иванович Ларионов, развернувший здесь процесс золочения металлов и штамповочное производство.
А тут как раз к Бутыркам подводят линию первого электрического трамвая и строят железнодорожный Савеловский вокзал. В 1900 году на участке числится перчаточное заведение крестьянина Н. Д. Феофанова, заведение медноштампованное и квартира мещанина Семена Федоровича Эрлиха. В 1906 году фабричная постройка отходит к картонажной фабрике Петрова.
И, наконец, в феврале 1908-го владельцем становится Густав Келлер. В купчей говорится, что Г. Б. Келлер, в тот момент под вывеской фирмы «А. В. Кениг», торговал принадлежностями для тиснения в Спасоглинищевском переулке. Это самый центр города. У самого же А. В. Кенига поблизости, на Маросейке, имелся «Склад типолитографских и переплетных машин, шрифтов, литографских камней, бронзы, красок и принадлежностей тиснения».
Развернув в Бутырках самостоятельный бизнес, Келлер затеял на участке новое строительство, но, как ни странно, в особняке прожил недолго: только до 1914 года. Как-то земля не задерживала здешних обитателей.
В советские годы бывшее жилище немца занял райком комсомола Тимирязевского района, а потом отделение ГИБДД.
Фото: И. Нагайцев, pastvu.com, mos.ru