Дом недели: особняк Коробковой на Пятницкой
Александр Михайлович Герасимов еще студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества портретировал очаровательную даму в роскошном меховом палантине и жемчужном ожерелье с крупной застежкой-фермуаром.
Работа писалась в 1915-м. Через год Ольга Петровна Коробкова овдовеет и станет наследницей бизнеса почившего супруга — бумажного производства и Верхнекотловского кирпичного завода в Московском уезде. Купчихе отойдет и элегантный особняк в Замоскворечье, настоящее украшение Пятницкой улицы, показательный образец раннего модерна с элементами необарокко.
Потомственный почетный гражданин Трифон Иванович Коробков, финансист и биржевик, меценат и коллекционер, в 1894 году нанял Льва Николаевича Кекушева. Молодому архитектору предстояло предложить заказчику вариант перестройки двухэтажного каменного строения (Пятницкая, 33). До этого довольно невзрачный домик в семь окошек принадлежал купцу Тугаринову. Во дворе еще имелись нежилые хозяйственные пристройки.
Кекушев начал процесс преображения старого каркаса с левой части здания. Украсил ее башенкой-фонариком с фигурным чешуйчатым куполом, кованым гребнем, львиными масками у основания (знаменитый прием Льва Кекушева), нарядным лепным декором. Затем архитектор в три раза увеличил объем особняка, расширив его с восточной и южной сторон. Это придало дому иной масштаб и представительный вид, выделив жилище купцов Коробковых среди окружающей его уличной застройки.
В работе Кекушеву ассистировал сотрудник его бюро Сергей Сергеевич Шуцман, московский архитектор с немецкими корнями.
Контуры фасада были подчеркнуты мощным карнизом. Монотонный ритм окон второго этажа прерывался окнами с наличниками в насыщенном скульптурном обрамлении. Лев Кекушев любил использовать «разновеликие окна». И в этом его проекте можно насчитать окон пяти разных форм, в том числе в форме эллипса.
Первый этаж дома отделан греческим рустом. В эркере под башенкой находился кабинет хозяйки дома с большим полуциркульным окном, фланкированным гермами с женскими головками. Над окном возвышался картуш с жезлом — кадуцеем, символом Меркурия, бога торговли. Автор проекта предложил для этого объекта интересное колористическое решение. Цвет фасада, будто хамелеон, в зависимости от погоды и солнечного света переливался с лилового к сиреневому, лавандовому. Одно время окраска дома была нежно-голубой, потом бирюзовой, но при недавней реставрации 2015 года вернулся первоначальный оттенок.
Интерьер купеческого особняка не уступал экстерьеру в элегантности. Он состоял из немалого числа парадных помещений, подчинявшихся анфиладно-коридорной системе. Окнами на Пятницкую выходили гостиная в викторианском стиле с мраморным камином, большой зал, столовая, буфетная, кабинеты. Во внутренний двор смотрели спальни, будуар в стиле рококо, детские, буфетная, кухня, зимний сад с тропическими пальмами и плетистыми лианами.
Каменная лестница с кованым позолоченным ограждением вела от парадного входа с цветочным витражом и метлахской плиткой на полу. Столовая была обита тканью с набивным орнаментом и оформлена кессонированным потолком темного дерева. В доме были сохранены своды крестовые и своды «монье», появившиеся еще при Тугаринове, в 1866 году.
Трифон и Ольга Коробковы имели сына Сергея и дочь Ольгу. Сергей Трифонович Коробков увлекался живописью, занимался в художественной студии и даже был среди членов художественного объединения «Свободное творчество», образованного в 1911 году. В выставках группы принимали участие Михаил Нестеров, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов и Александр Герасимов. В дом Коробковых последнего, согласно легенде, привел писатель Владимир Гиляровский. Летом по приглашению хозяев Герасимов ездил на этюды в подмосковную усадьбу Коробковых на берегу речки Котловки. Трифон Коробков всячески поддерживал молодых художников — в то время это было модно.
Дочь Коробковых, Ольгу Трифоновну, манил театр. Впоследствии она поступила в вахтанговскую студию и была зачислена в труппу. Хотя в первые послереволюционные годы она вынуждена была работать конторщицей.
Особняк был национализирован, семью выселили, но дали небольшую квартирку на Большой Якиманке. Ольгу Петровну Коробкову, еще совсем недавно в мехах позирующую Герасимову, арестовали, но вскоре освободили. Ее особняк на Пятницкой к тому времени уже занимал детский дом №28. В 1936 году недвижимость передали Академии наук СССР, а после войны она находилась в ведении Института истории искусств под руководством Игоря Грабаря. В 1960-е годы особняк Коробковой занимало посольство Танзании. Сегодня в объекте культурного наследия федерального значения работает посольство Республики Гана.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com