, 3 мин. на чтение

Дом недели: особняк Марии Якунчиковой в Пречистенском переулке

«Женщина талантливая, разбирающаяся в искусстве и умевшая отличать подлинное от фальшивого, серьезное от пошлого» — такую рекомендацию давал Марии Федоровне Якунчиковой художник и историк искусства Игорь Грабарь.

Родившаяся 160 лет назад Якунчикова была дочерью Федора Ивановича Мамонтова, брата Саввы Мамонтова. Мария получила домашнее образование. В московском доме у дядюшки Саввы на Садовой-Спасской она познакомилась с Владимиром Васильевичем Якунчиковым, представителем известного купеческого семейства, наследником Воскресенской мануфактуры. В 1882 году состоялась их свадьба.

Якунчиковы славились интересом к искусству, особенно к музыке. Отец семейства Василий Иванович недурно играл на скрипке, причем скрипке Амати. Красавица Зинаида Николаевна, его вторая жена, брала уроки фортепиано у молодого Скрябина. Одна из их дочерей, Вера, в замужестве Вульф, стала профессиональной пианисткой и еще увлекалась аппликацией по ткани.

1902-1903

Брак Володи Васильевича и Маши Федоровны, как их нередко называли в семье, оказался бездетным. Владимир Васильевич Якунчиков, уже будучи директором Товарищества Воскресенской мануфактуры и Товарищества Петровских линий в Москве, стал пайщиком Московского Художественного театра, одним из устроителей русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Якунчиков собрал большую библиотеку книг по искусству и также финансировал командировки русских художников в Италию для снятия копий для Музея изящных искусств.

Мария Федоровна, чей образ увековечил Валентин Серов в портрете 1888 года, ушла с головой в благое дело возрождения русского прикладного искусства и организацию кустарных промыслов. В 1890 году вместе с женой Саввы Мамонтова Елизаветой Григорьевной Якунчикова открыла в Москве на Петровке «Магазин русских изделий». Тут продавались абрамцевская мебель, всевозможные предметы для оформления интерьера и образцы кустарных промыслов. Столярная мастерская в Абрамцево также со временем перешла под руководство Марии Якунчиковой.

С неменьшим рвением она отдавала себя благотворительности. Якунчикова членствовала в Иверской общине сестер милосердия, Дамском благотворительном тюремном комитете, попечительском совете Городского женского училища.

Когда в Тамбовской губернии случился сильный голод, Мария Федоровна инициировала в здешних селах швейные, вышивальные, бисерные мастерские, налаживала сбыт готовой продукции, а также открывала бесплатные общественные столовые. В мастерских Якунчиковой с большим успехом изготавливались кружева для отделки оконных гардин и ламбрекенов, эскизы для которых выполняла сама Мария Федоровна. Вскоре мастерицы начали шить женские наряды. В 1900 году продукцию мастерских показали даже на Всемирной выставке в Париже, где мадам Якунчикова даже удостоилась ордена Рalme académique.

По прошествии 12 лет в том же Париже на специализированной ярмарке Марию Федоровну чествовали за изготовление паласных ковров. После подобных международных успехов Министерство земледелия даже ассигновало крупную сумму на строительство здания в деревне Соломинки Тамбовской губернии, где расположились ткацкий, красильный, пошивочные и вышивальный цехи.

В 1910 году эстеты Мария и Владимир Якунчиковы обзавелись элегантным жилищем в аристократическом районе Москвы. На месте сгоревшей в наполеоновском пожаре усадьбы князя Ивана Алексеевича Гагарина в Мертвом переулке, 10 (сейчас — Пречистенский), Московское акционерное торгово-строительное общество выстроило особняк, важнейший образец стиля модерн.

Домостроительную фирму основал банкир и предприниматель Яков Андреевич Рекк, а с ним еще 16 компаньонов, для того чтобы «украсить город стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». Компания сотрудничала с модными архитекторами Львом Кекушевым, Иваном Фоминым, Вильямом Валькотом. Последний — автор проекта особняка, который приобрела Мария Федоровна Якунчикова.

Родившийся в Одессе зодчий имел шотландские корни. Вильям Валькот (1874–1943) окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Самый громкий среди московских проектов архитектора — гостиница «Метрополь».

Отличающееся сдержанностью здание в Пречистенском переулке представляет собой сложную композицию нескольких объемов. Прямоугольные блоки Валькот завершил сильно вынесенными карнизами, поверхности фасадных стен декорировал матовой керамической плиткой нежных тонов, украсил рельефными лорелеями (женскими головками), окна скрыл за коваными решетками с орнаментом. Центр композиции — трапециевидный эркер, завершенный балконом. За его окнами — центральный зал особняка, откуда на второй этаж, где находился будуар хозяйки, ведет лестница.

В 1916 году хозяин дома Владимир Васильевич Якунчиков скончался. Супруга пережила его.

В 1923 году она, все еще увлеченная прикладным искусством, занимается организацией «Артели вышивальщиц» в Тарусе. И все же в 1928 году эмигрирует. Но даже проживая в Париже, Якунчикова не оставляла своего любимого дела — открывала кустарные художественные мастерские.

Мария Федоровна Якунчикова дожила до 1952 года. Ее московский особняк был национализирован, отдан в распоряжение Хамовнического райкома комсомола, потом библиотеке им. Надежды Крупской и, наконец, посольству Заира. Здание обладает охранным статусом и является объектом культурного наследия федерального значения.

Фото: Максим Мухин, архив ЦИГИ/pastvu.com