Евгения Гершкович

Дом недели: особняк Миндовского на Поварской улице, которому вернули статую богини Авроры с цветами

3 мин. на чтение

Передача национализированных особняков в 1920–1930-е годы дипломатическим службам зарубежным стран, посольствам и консульствам спасла московский модерн.

Постройки в этом стиле, не наделенные охранным статусом, считавшиеся не ценными памятниками архитектуры, а выражением мещанского духа, без сожаления сносились.

Москве же тогда вновь вернулся статус столицы государства, и иностранные представительства, соответственно, надо было где-то поприличней разместить. Поварская улица, настоящий заповедник дворянских и купеческих парадных владений, где классика соревнуется с модерном, не ударила в грязь лицом перед заморскими послами.

В особняке по адресу Поварская, 44/2, в 1924 году обосновалась шведская дипмиссия, ставшая посольством Швеции в СССР. А с 1973 года и по сей день в этих стенах располагается официальная резиденция посольства Новой Зеландии в России.

Дом, безусловно, чистейший образец модерна. В нем представлены все черты изысканного стиля: сложная и весьма живописная композиция объема, формирующего угол Поварской и Скарятинского переулка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные эркеры, зимний сад, на окна которого методом кислотного травления был нанесен орнамент, волнистые линии, лепные аллегории и символы, женские головки — лорелеи, листья и коробочки мака, решетки прихотливой ковки, ворота, повторяющие форму крыльев бабочки. Во внутреннем убранстве новаторство и роскошь также дополняли друг друга. Интерьер украшали витражи, в том числе трехметровые с жар-птицей и с богом Паном, отделка ониксом, мрамором, карельской березой.

Особняк после окончания строительства, 1904–1905 гг.

Между прочим, это произведение архитектуры можно считать подписным. Авторский росчерк Лев Николаевич Кекушев, блестящий московский зодчий, традиционно оставлял то скульптурой льва, то львиной маской. Перила парадной трехмаршевой лестницы в особняке на Поварской как раз отмечены масками хищников.

Здание, объект культурного наследия регионального значения, где только что завершилась комплексная реставрация, строилось в 1903–1904 годах по теперь уже всем хорошо известному сценарию создания объектов недвижимости «под ключ». Более века назад подобное было в новинку.

Предприниматель, финансист, выходец из семьи потомков немецких колонистов Яков Андреевич Рекк учредил в 1899 году Московское торгово-строительное общество с уставным капиталом в 1 млн рублей. Предприятие создавалось «для приобретения, постройки, перестройки и эксплуатации преимущественно в Москве и ее окрестностях домов с целью предоставления больших жизненных удобств, а также для производства всякого рода строительных материалов и торговли ими».

По приглашению Рекка Кекушев возглавил архитектурный офис. Компания на выгодных условиях выкупала пустующие участки, ветшающие усадьбы и строила на их месте элегантные особняки и доходные дома по последнему писку моды, в формах европейского ар-нуво. Фантазию архитектора мог сдержать только выделенный бюджет, но никак не причуды заказчика.

И только уже построенному зданию искали потенциального хозяина.

На Поварской Яков Рекк купил дворянскую усадьбу действительного статского советника Данилы Волчкова и поделил участок надвое. Кстати, освобождая землю под новый объект, девелопер разобрал каменное классицистическое здание, в свое время включенное в сборник образцовых партикулярных строений допожарной Москвы, известный как «Архитектурные альбомы» Матвея Казакова.

Состоятельного клиента, желающего приобрести двухэтажное жилище в аристократическом центре Москвы, пришлось еще поискать. Через пять лет потомственный купец — толстосум, один из владельцев «Товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий» Иван Александрович Миндовский наконец заселился и зажил в особняке на Поварской. Старообрядец с окладистой бородой, дед которого был крепостным, Миндовский с успехом развивал семейное предприятие в Вичуге Кинешемского уезда Костромской губернии. Женился Миндовский на представительнице богатого купеческого семейства Александре Александровне Коноваловой. Славился купец не только оборотистостью, но и прижимистостью. О Миндовском сохранился вот такой мемуар: «Все свои грузы он отдавал обществу “Самолет”, выговорив себе бесплатный проезд на их пароходах, чем всегда и пользовался. Ни разу никто не заметил, чтобы он брал что-нибудь из буфета парохода, разве только кипяток, подаваемый задаром, имел всегда при себе мешочек с провизией». Считается, что Миндовский послужил Чехову прототипом Лопахина в пьесе «Вишневый сад».

Однако недолго довелось Ивану Александровичу наслаждаться элегантными своими апартаментами, ибо в 1912 году купец скончался, оставив дом в наследство детям — Николаю, Ивану, Ираиде и Ольге. Несложно догадаться, что через пять лет особняк национализировали.

Во время войны (а возможно, и ранее) творение Льва Кекушева лишилось одного из своих главных украшений, а именно статуи Авроры, у ног которой примостились играющие амуры. Древнеримская богиня утренней зари, венчающая аттик особняка Миндовского, рассыпала цветы, держа в руках палитру и кисть. В ходе последней комплексной реставрации здания (обошедшейся в 314 млн рублей) трехметровое бронзовое изваяние вернулось на прежнее место. Теперь его видит любой прохожий. В сумерках Аврора выглядит особенно мистически.

Проектом руководил архитектор Борис Могинов (Центральные научно-реставрационные мастерские). Скульптор Владимир Усов воссоздал образ богини по архивным материалам, каким именно, увы, не сообщается.

Фото: Дмитрий Французов, Маргарита Федина, mos.ru

Подписаться: