Евгения Гершкович

Дом недели: особняк Тронше в Хомутовском тупике

2 мин. на чтение

Особняку купца Тронше в Хомутовском тупике, несомненно, повезло: здание, до сей поры имевшее промежуточный статус выявленного объекта, теперь внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Дом только что обрел охранный статус памятника архитектуры.

В незаметном тупике близ Садовой-Черногрязской, где-то посреди улиц Новой Басманной и Старой Басманной, некогда предпочитали селиться люди весьма состоятельные. Большинство домов в этом уголке города принадлежало текстильным магнатам Хлудовым. Представители преуспевающего купеческого семейства имели тут собственную усадьбу, поэтому одно время тупик — ранее Тупой — носил название Хлудовского. Хомутовским он стал в конце XIX века по фамилии еще одного здешнего домовладельца, сержанта Семеновского полка Хомутова.

1940-е

В Хомутовском тупике в собственном деревянном доме до эмиграции проживал Леонид Михайлович Браиловский, архитектор и художник, в том числе и автор сценографии нескольких спектаклей в Малом театре. Здесь же, в Хомутовском, находилась и его мастерская.

Тупик упирается в железнодорожные пути, проложенные в 1870-е годы. Прямо вплотную к выемке путепровода расположен дом с оградой (Хомутовский тупик, 10, стр. 1) довольно сложной композиции.

Здание было построено для купца (по некоторым сведениям, люксембургского подданного) Камилла Германа Тронше, в России получившего имя Федор Карлович. Дом по тогдашним правилам был записан на имя супруги, Софьи Карловны Тронше. Купец выступал партнером компании, имевшей отношение к торговле каменным углем и торфом.

Особняк на приобретенном Тронше участке спроектировал гражданский инженер Витольд Иванович Дзевульский. Он начинал карьеру помощником архитектора Иллариона Иванова-Шица, служил архитектором московского Екатерининского института, построил в Москве несколько доходных домов, в том числе в переулке Сивцев Вражек, Сытинском переулке и на Малой Никитской улице. Выпускник Петербургского института гражданских инженеров Дзевульский прожил долго и в советское время еще успел опубликовать учебник «Технология металлов и дерева», где описал способы получения металлов, их обработки в горячем и холодном состоянии, а также способы обработки древесины.

В 1910-е годы на смену стилю модерн приходит (не без стараний художника и историка искусства Александра Бенуа) мода на классические пропорции, колонны, портики, прямые линии. Жажда новизны очередной раз сменяется идеализацией прошлого, вечных ценностей, поиском гармонии и красоты. Именно к формам неоклассики обращается Витольд Дзевульский, строя для Тронше дом в 1911 году.

Угловой, но при этом главный вход в двухэтажный особняк в Хомутовском тупике отмечен порталом с высоким фронтоном, фланкирован колоннами дорического ордера. Над дверью пробиты три бойницы, прямоугольные окна. Входная часть словно зажата между парой высоких объемов, один из которых, украшенный большим витражным окном и замковым камнем, скрывает ведущую наверх парадную лестницу с фигурными ограждениями и метлахской плиткой.

Окна второго этажа чередуются полуколоннами ионического ордера. На одном из фасадов особняка расположена большая застекленная ротонда с зимним садом. Гладь оштукатуренных торцевых стен прерывают классические лепные барельефы с сюжетами, где воины укрощают молодого скакуна, окруженные женскими фигурами с амфорами. Второй барельеф, на котором бык прокладывает первую борозду, вероятно, посвящен празднику весны. Лепнина сохранилась и в интерьерах дома Федора Карловича Тронше с анфиладами комнат, где в советское время разместили детский сад.

В настоящий момент здание является одним из корпусов школы №345 им. А. С. Пушкина.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

 

 

 

 

 

 

 

Подписаться: