Дом недели: остановочный пункт Покровское-Стрешнево
На заре XX столетия Виндавская железная дорога имела статус важнейшей с точки зрения развития экономики страны магистрали.
Петербургский порт, стратегический пункт торговли с европейскими странами, не мог поддерживать круглогодичный график работы, потому что в зимнее время замерзал. Таким образом, в 1909 году на столицу приходилась только 1/6 всех транспортных потоков. Необходимо было наладить непрерывную связь с заграницей. Выбор пал на портовый город Виндаву, ныне Вентспилс, лежащий на берегах не покрывающейся льдами Балтики.
Решили связать Виндаву с Москвой. В 1897 году был подписан указ о строительстве железной дороги Москва — Ржев — Великие Луки — Елгава (Митава) — Виндава. Строительство вело «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» под руководством инженера Николая Степановича Островского.
Депутат I Государственной думы от Херсонской губернии, инженер путей сообщения Николай Дмитриевич Байдак был назначен управляющим новой дороги. Строили быстро. Уже в июле 1901 года по Московско-Виндавской железной дороге прошел первый поезд. Дорога получилась извилистой: по пути следования пришлось совершать крутые повороты, обходя земли, выкупить которые не удалось.
2 июля 1901 года по старому стилю на построенном тогда участке дороги открылся остановочный пункт (Волоколамское шоссе, 34, корп. 2).
В «Спутнике по Московско-Виндавской железной дороге» за 1909 год читаем: «На 11-й версте расположен разъезд Покровское-Стрешнево, на месте которого до 1908 года существовала лишь платформа, служившая для посадки и высадки многочисленных пассажиров-дачников, быстро, в какие-нибудь три года, заселивших прилегающую местность, благодаря исключительно благоприятным условиям ея: прекрасный обширный сосновый лес, сухая песчаная почва, две железные дороги (Московско-Виндавская и Московско-Окружная), прекрасное шоссе в Москву и близость реки Москвы. Ныне на разъезде имеется несколько рельсовых путей, к нему подходят соединительные ветви Московской Окружной железной дороги, построено оригинальной архитектуры каменное пассажирское здание, а Московско-Волоколамское шоссе, пересекавшее ранее железнодорожное полотно в уровне рельсов, ныне поднято на высокие каменные дамбы и проведено над железной дорогой по железному путепроводу на железных же качающихся опорах».
Места здесь живописные, ныне состоящие в черте Москвы. И действительно, «обширный сосновый лес, песчаные почвы», близость Москвы-реки тогда были оценены дачниками по достоинству.
За несколько дней до своего 120-летия, в ночь на 25 июня 2021 года, историческая платформа Покровское-Стрешнево, работавшая и как паровозное депо, объект культурного наследия России регионального значения, прекратила свое существование и закрылась.
Ее ансамбль, состоящий из вокзального здания, кассового павильона с голландской печкой, телеграфного поста и жилых домов для персонала, с которым мы только что простились, к слову, счастливо уцелел по время войны.
Строился объект по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского, выпускника Императорской Академии художеств, автора трех красивейших вокзалов: Витебского в Санкт-Петербурге, Рижского в Москве и вокзала в Царском Селе.
Станция Покровское-Стрешнево была названа по близлежащей одноименной усадьбе, принадлежавшей древнейшему роду Глебовых-Стрешневых, и отчасти повторяла ее архитектуру. Бржовский явно цитировал кирпичные башенки Покровского. Однако, изысканно украсив фасад майоликой и изящно скруглив фронтон его основного объема, архитектор следовал тогдашней моде. А в моде того времени царил стиль модерн.
В том же духе им была оформлена и вся Виндавская железная дорога.
Нередко для дачников на станции Покровское-Стрешнево устраивали концерты, как было принято в те времена. Но недолго музыка играла. В 1980-е годы «пряничный домик» вокзала остался не у дел. Пути уже не используемого разъезда были разобраны. Цветная майолика на фасаде скрылась под толстыми слоями масляной краски. Затем разрушился деревянный навес, а летом 2015 года на станции случился пожар, к счастью, весьма незначительный. Печальную судьбу платформы Покровское-Стрешнево предопределило введение Московского центрального кольца — бывшей Московской окружной железной дороги и перестановка ее станций. Так на карте появилось новое «Стрешнево» в непосредственной близости от сделавшегося никому не нужным старого Покровского-Стрешнево с декоративной башенкой, грустного привета из прежних времен.
Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com