Лиглазометр, плоглазометр, оглазометр, углазометр и простометр — вот такие оптические инструменты придумал Николай Ладовский.
С их помощью в затемненной комнате психоаналитической лаборатории студентов проверяли на «пространственную одаренность». Здания учащиеся ВХУТЕМАСа проектировали при помощи не чертежей, но макетов, поскольку их педагог утверждал: «Пространство, а не камень, материал архитектуры».
Однажды, будучи в Москве, к Ладовскому на занятия заглянул Ле Корбюзье и испытания, говорят, не прошел.
Не одни лишь лавры реформатора профессионального образования снискал выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества от 1914 года.
Отец-основатель новаторских творческих организаций советской архитектуры — Инхука, АСНОВА, АРУ и Обмаса, Николай Александрович Ладовский (1881–1941) был еще и лидером такого течения, как рационализм. Сведения о жизни архитектора мизерны, личный архив утрачен. Мы зачастую и по понятным причинам знаем больше о зодчих эпохи Возрождения, чем о судьбе советского проектировщика.
Получив дореволюционное образование, архитектурную практику Николай Ладовский начал уже после 1917 года и сразу же активно включился в поиски новых форм, которые были тогда очень нужны.
В 1920–1930-е годы архитектор проектирует павильон СССР на выставке в Париже, Смоленский рынок в Москве, памятник Колумбу в Санто-Доминго, Синтетический театр в Свердловске, театр Московского областного совета профсоюзов (МОСПС), Генеральный план Москвы, Красный стадион на Воробьевых горах для проведения всесоюзных соревнований — октябриад, «Зеленый город» в Подмосковье и, разумеется, Дворец Советов. Реализовано было немного.
Из наследия Ладовского в нашей столице уцелели сверхвыразительный, не отягощенный накладным декором бетонный раструб-ракушка наземного павильона станции метро «Красные Ворота» и дом 6 по Тверской улице.
Необычную конфигурацию смелый экспериментатор предложил и для жилого здания, построенного в 1930–1932 годы в районе Арбата. В восьмиэтажном строении с внутренними двориками, составленном из трех корпусов, в плане — «трилистник» (Сивцев Вражек, 15/25, стр. 1), предусматривалось 168 квартир.
Отдельную жилплощадь в нем получали преимущественно партийные лидеры, работники НКВД, сотрудники Госплана и видные ученые. Они с воодушевлением принялись обживать квартиры с угловыми балконами, массивными дверями, высокими потолками, толстыми стенами, широкими подоконниками. Но радость обретения отдельной жилплощади длилась недолго. Начались аресты. За многими жильцами «трилистника» пришли. Назад больше никогда не вернулись два десятка обитателей дома в Сивцевом Вражке. Это отчетливо видно даже по памятным знакам «Последнего адреса», вмонтированным в фасад: госарбитр, бывший начальник Дальневосточного крайисполкома в Москве Натан Арьевич Мер, начальник сектора движения почты Наркомата связи Степан Степанoвич Перепелкин, Илья Моисеевич Либинсон, технический директор Сталиногорского химического комбината, живший в квартире 106 и расстрелянный в Коммунарке.
Евгения Тихоновна Воскресенская жила в конструктивистском доме в Сивцевом Вражке и работала в детском саду «Мосторга». Подруга предложила ей преподавать русский язык корреспонденту японской газеты «Асахи» Маруяме. Уроки быстро переросли в роман, продолжавшийся, впрочем, недолго: через четыре месяца Маруяма был отозван обратно в Японию. Евгению Тихоновну арестовали 1 декабря 1937 года, обвинив в сотрудничестве с греческой и японской разведками, и уже 29 декабря расстреляли.
Владимира Яковлевича Зубцова (литературный псевдоним Зазубрин), живущего в квартире 83 того же дома, расстреляли 28 сентября 1937 года. Вместе с женой Варварой Прокопьевной Теряевой он был арестован сотрудниками НКВД и обвинен в принадлежности к диверсионно-террористической организации правых.
Повесть «Щепка» Владимир Зазубрин посвятил трагической жестокости революции и исполнителям «красного террора» в Сибири (в 1992 году режиссер Александр Рогожкин снял по этой повести фильм «Чекист»), роман «Горы» — коллективизации в Алтайском крае.
Мемориальная доска, также отмечающая собой стену означенного дома, свидетельствует, что в нем проживал поэт Михаил Львович Матусовский, автор песни «Подмосковные вечера». Выделено лишь единственное произведение советского поэта, хотя он написал еще немало текстов для известных песен, таких, к примеру, как «С чего начинается родина», «Школьный вальс», «Это было недавно, это было давно», «Крейсер «Аврора»», «Вместе весело шагать».
В этом доме проживали академик Евгений Самуилович Варга, светило в области политэкономии, уроженец Венгрии, литературовед и биограф Евгений Борисович Пастернак, сын поэта, актер Александр Кайдановский, сыгравший главную роль в фильме «Сталкер» Тарковского.
Дому в Сивцевом Вражке, признанному объектом культурного наследия, одному из немногих творений Николая Ладовского, к счастью, пока ничего не угрожает. Более того, Мосгосэкспертиза согласовала проект внутреннего и внешнего капитального ремонта здания.
Фото: kulturologia.ru, vladimirtan.livejournal.com, Бургомистров А. В./pastvu.com