Дом недели: Спасский собор Андроникова монастыря
Древнее древнего Спасского собора Андроникова монастыря (Андроньевская площадь, 10) в Москве лишь две кремлевские постройки — подклет Благовещенского храма (домового храма московских князей, позже перестроенного) да церковь Рождества Богородицы на Сенях.
Специалисты датируют эту белокаменную, сохранившуюся в полном объеме крестово-купольную постройку первой четвертью XV века, где-то между 1410 и 1427 годами.
Большой соблазн провести параллель между Спасским собором и четырехстолпными владимирскими храмами XII–XIII веков, однако тем, сколь высоко над сводами угловых частей храма поднялось средокрестие, а над ними возвысились купола, памятник древнерусского зодчества все же отличается от возможного первообраза.
К барабану купола ступенчато вздымаются, точно пламя свечи, арки-закомары и кокошники, не круглые, как привычно, но килевидные.
Щелевидные оконца обрели стрельчатое завершение.
Динамичный силуэт и вертикальная устремленность передает уверенность, начавшую крепнуть в русских землях после победы на Куликовом поле в 1380 году.
Подобная элегантная конструкция одноглавых, квадратных в плане соборов разрабатывалась еще в домонгольскую эпоху, после чего была надолго забыта. Но вот наконец вроде бы и пришел час вспомнить о ней.
Эксперты, впрочем, усматривают параллели композиции собора Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре также и с сербской архитектурой XIV века. Круглый медальон на западном фасаде храма может напоминать о готических розах европейских соборов. На европейское влияние намекают конфигурации перспективных порталов и колонки с декоративными дыньками.
Шлемовидное очертание купола с крестом в отличие от византийского отвечало российским климатическим реалиям и защищало от таящих снегов.
Московские топонимы, существующие и поныне — Золоторожский Вал, Золоторожская набережная, Золоторожская улица, получились от левого притока Яузы, маленькой речки в Лефортово, а вернее, даже ручья.
В 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий (в миру — Елевферий Федорович Бяконт) на пути в Византию, в Константинополь, нынешний Стамбул, попал в шторм. Было тревожно. Однако святитель достиг бухты Золотой Рог.
День спасения совпал с праздником Спаса Нерукотворного.
В честь того события Алексий дал обет построить обитель в Москве, а в ней храм, первоначально деревянный.
Из Константинополя митрополит привез икону Спаса Нерукотворного Образа, ставшую особо почитаемой святыней монастыря на берегу Яузы, основанного в 1357 году.
Протекавший в этих местах ручеек был наречен Золотым Рожком в честь той самой достопамятной константинопольской бухты, где митрополит спасся от великой бури у стен Царьграда. Золотой Рожок впоследствии подарил москвичам названия улицам и набережной.
В тот же 1357 год Алексий направился в Золотую Орду, где, по преданию, от глазной болезни исцелил Тайдулу, старшую жену хана Узбека. За сие благодеяние Тайдула выдала святителю ярлык, согласно которому Русская церковь, молящаяся за ханов, была освобождена от всех даней и поборов.
В духовной жизни Руси в те времена происходят важнейшие события, свою деятельность разворачивает Сергий Радонежский.
Преподобный приходил молиться за новую обитель, что на Яузе. В «Житии» его говорится о том, что «по времени же в оной обители <… > старцю <… > именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе <… > в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих».
Старец «именем Андрей» был ни кем иным, как Андреем Рублевым, который не только расписывал Спасский храм, но и, по версиям ученых, руководил строительной артелью.
После пожара в 1368 году тот самый, первый деревянный собор сгорел и в конце 1420-х годов восстанавливался уже каменным, из плинфы.
От фресок Рублева уцелели лишь небольшие фрагменты на откосах алтарных оконец. Они датируются 1428 годом. Очевидно, что эта работа стала последней песней величайшего иконописца, бывшего иноком монастыря.
Скончавшись от морового поветрия 17 октября 1428 года, Андрей Рублев упокоился в монастыре.
Увы, точное местонахождение могилы мастера неизвестно, ибо некрополь в монастырской ограде был уничтожен 13 сентября 1927 года.
Игуменом монастыря, основанного митрополитом Алексием, становится ученик Сергия Радонежского, уроженец Ростова блаженный Андроник, подававший пример строгого постничества, кротости и глубокого смирения.
«Святой Андроник сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Савва и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и многие другие. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; ум и мысли их обращены были к Божественному свету, а чувственное око с любовью смотрело на написанные лики Христа, Пречистой Богоматери и всех святых», — писал преподобный Иосиф Волоколамский.
В честь бдительного настоятеля обитель стала именоваться Андрониковой. 10 декабря 1947 года в Андрониковом монастыре был основан историко-архитектурный заповедник имени Андрея Рублева.
Спасский же собор за весь период существования многократно подвергался перестройкам.
В XVIII столетии вокруг него устроили крытую паперть, в середине XIX — боковые приделы, а кровлю увенчали шатром.
В конце 1950-х архитекторы-реставраторы Лев Артурович Давид, Борис Львович Альтшуллер, Сергей Сергеевич Подъяпольский, Мирон Давидович Циперович восстановили древние формы Спасского собора Андроникова монастыря, предмет охраны которого город утвердил в начале 2022 года. В этот перечень элементов, отвечающих за исконный облик собора, вошли купол, крест, покрытие кровли, система водостока с белокаменными водометами, капитальные стены, своды, столбы, арки из белого камня и кирпича, наружные лестницы, художественное оформление и облик фасадов (с учетом реставрационных работ, которые проводились в 1959-1963 годах), а также композиция, местоположение, градостроительные характеристики древнего памятника истории и архитектуры.
Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com