Дом недели: Театр на Таганке - Москвич Mag
Евгения Гершкович

Дом недели: Театр на Таганке 

3 мин. на чтение

Близ барочного храма Николая Чудотворца на Болвановке, в слободе, где для пошива головных уборов производились болванки, еще в XVIII столетии шумела торговля. Все тут было основательно застроено рядами лавок и лабазов.

Примерно на месте уже тогда бывших Мучных рядов купца Кочергина в 1911 году купчиха Дарья Платова решила открыть заведение, стремительно входившее в моду и сулившее коммерческий успех.

Электротеатр «Вулкан», один из первых в городе, проектировал мастер стиля модерн Густав Августович Гельрих. Выпускник Политехнического института в Ганновере к тому времени уже успел выстроить несколько московских доходных домов. Одним из важных заказчиков Гельриха был банкир и основатель Московского торгово-строительного акционерного общества Яков Андреевич Рекк.

1915

Незастроенный двор между бывшими торговыми лавками был превращен в кинозал с рестораном и фойе. Слух публики, ужинавшей в ресторане, услаждал оркестр. 

В «Вулкан» зрители входили со стороны Садового кольца. Фасад, сохранившийся и сегодня, демонстрирует, как в образе электротеатра архитектор Густав Гельрих прихотливо соединил черты модной в те годы неоклассики и уже сходившего со сцены модерна. 

В 1917 году немые киноленты здесь крутить перестали, зато через год зал передали под нужды театра Рогожско-Симоновского района под руководством Льва Прозоровского. Под таким псевдонимом бывший слесарь Ременников, увлекшийся театром, ставил спектакли и сам выходил на сцену. 

1970

Вскоре помещение «Вулкана» перешло Опытно-героическому театру, основанному актером и художником Борисом Фердинандовым и поэтом-имажинистом Вадимом Шершеневичем. 3 октября 1921 года в этих стенах уже играли первый спектакль. Главную роль в трагедии Софокла «Эдип-царь» исполнял сам режиссер Фердинандов.

Фердинандов и Шершеневич с труппой молодых актеров шли на смелые эксперименты. Героическое театральное действие они строили посредством так называемого метроритма. Оба находились под значительным влиянием ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) и других литературоведческих школ. Но в феврале 1923 года начался раскол, в результате которого Вадим Шершеневич покинул проект вместе с труппой, а Борис Фердинандов ушел к Таирову в Камерный театр. 

1977

Но бывший «Вулкан» пустовал недолго. Довольно скоро здесь обосновался филиал Малого театра, так называемый Театр имени Сафонова, открывшийся для повышения культурного уровня населения рабочей окраины. Однако в 1946 году из района бывшей Болвановки филиал Малого театра переехал на Большую Ордынку. 

Здание же (ныне обладающее статусом объекта исторического и культурного наследия), оставаясь в лоне Мельпомены, становится Московским театром драмы и комедии под руководством Александра Константиновича Плотникова, режиссера и актера, немало снимавшегося в кино. Начинали с пьесы по роману Василия Гроссмана «Народ бессмертен». 

В 1963 году Юрий Петрович Любимов осуществил здесь постановку теперь уже легендарного спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта, чем и произвел фурор. Московский театр драмы и комедии из малопосещаемого мгновенно превратился в невероятно популярный. Через год режиссер-реформатор возглавил учреждение культуры, вскоре ставшее Театром на Таганке (Земляной Вал, 76/21, стр. 1). Все равно именно так его давно называли москвичи. Тогда же появилась и эмблема театра, сегодня хорошо известный красный квадрат с названием черным шрифтом по периметру. Говорят, его придумал Николай Лукьянович Дупак, режиссер и многолетний директор Театра на Таганке.

Юрий Любимов вспоминал: «Состояние театра было ужасное. Публика на спектакли совсем не ходила. Я тогда поставил условие: закрываю старый репертуар и открываю новый. И, главное, я прихожу со своими ребятами». Среди «ребят» Любимова, тогда педагога Щукинского училища, были Валерий Золотухин, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон. 

В 1970-е годы было принято решение о строительстве нового здания Театра на Таганке по проекту архитекторов Юрия Гнедовского и Бориса Таранцева. Однако Юрий Любимов настоял на сохранении в новой структуре старого объема кинотеатра «Вулкан» с его крохотной сценой без карманов, залом высотой 7 метров, фрагментом фасадной стены. По проекту этот бывший зал должен был превратиться в фойе нового театрального здания, но стал второй сценой Таганки, ибо Любимов считал это намоленное место символом успеха. 

К старому зданию присоединили соседние участки земли и создали целый театральный комплекс, хотя обновление Таганки, растянувшись почти на десятилетие, и стало долгостроем. Новое здание с залом-трансформером на 800 мест — объем, в котором сочетались стеклянные призмы, редкие окна, глухие стены и врезанные в них острые углы —открылось для публики лишь в 1980-е. 

Лицевым кирпичом были оформлены и внутренние пространства театра. Этот суровый красный кирпич, из которого строился комплекс на Таганке, формовался на том же предприятии в Загорске, где делали кирпичи для реставрации кремлевских стен.

Фото: Максим Мухин, архив Т.В.Максимовой/pastvu.com, pastvu.com

Подписаться: