Лев Толстой в романе «Война и мир» сообщил читателю точный адрес места, где праздновали именины две Натальи, мать и меньшая дочь: «С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской».
Многие давно сошлись во мнении, что под домом Ростовых писатель имел в виду городскую усадьбу Сологуба на Поварской улице, дом 52/55, строение 1. Посреди парадного двора — курдонера на овальной зеленой лужайке в 1956 году установили бронзовый памятник Льву Толстому работы скульптора Галины Новокрещеновой.
Состояние уникальной постройки XVIII века, объекта культурного наследия федерального значения, сейчас плачевно. Деформированы цоколь, фасад, ремонта требует крыша.
Наступающей осенью реставраторы приступают к комплексным научным исследованиям здания, составлению проекта реставрации.
Особняк на старинной Поварской еще в 1933 году официально был передан во владение Союза писателей. И сегодня дом занят Ассоциацией союзов писателей и издателей России.
Архивные данные свидетельствуют, что одним из первых владельцев имения был представитель древнейшего дворянского рода, записанного в Бархатную книгу. Род Воронцовых-Вельяминовых ведет свое начало со времен княжения Ярослава Мудрого. Родоначальником считается «сказочный Варяжский князь Шимон Африканович», принявший православие и ставший Симоном.
Подпоручик в отставке Иван Иванович Воронцов-Вельяминов, внук стольника Василия Кирилловича Вельяминова, примерно в 1756 году вдоль красной линии Большой Никитской улицы выстроил небольшую усадьбу с рустованным цоколем и угловыми пилястрами.
До Поварской улицы территорию расширили уже новые, с 1770-х годов, владельцы — князья Долгоруковы. Усадьба обзавелась садом. Возведенный Воронцовым-Вельяминовым дом надстраивается мезонином. Автор проекта, увы, до сей поры остается неизвестным.
Симметрично главному корпусу поставили пару Г-образных служебных флигелей с вертикальными нишами. Объемы приобрели закругленное завершение. Уличный фасад, выходящий на Поварскую, украсился классическим шестиколонным портиком коринфского ордера.
Во время Наполеоновской войны в усадьбе Долгоруких квартировали высшие чины французской армии. Возможно, это обстоятельство спасло здание от пожара.
Хозяином владения на Поварской был участник Бородинского сражения генерал-лейтенант Алексей Николаевич Долгоруков. Князь приходился внуком опальному члену верховного Тайного совета при Петре II Алексею Григорьевичу Долгорукову, сосланному в Березов.
Барон Михаил Львович Боде-Колычев, обер-гофмейстер, историк, археолог и коллекционер, приобрел имение в 1853 году.
По воспоминаниям современников, он был «удивительно красив и хорошо сложен, он был громадного роста, очень высоко и гордо держал голову, брился по-придворному, то есть не носил ни усов, ни бороды, волосы имел белокурые, мягкие и зачесанные назад. Он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. Любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор и немного играл на виолончели».
Михаил был отпрыском, как следует из фамилии, французского эмигранта из Эльзаса, присягнувшего на русское подданство при Екатерине II, барона Российской империи Льва Боде, президента Московской дворцовой конторы. Его мать Наталья Колычева была последней представительницей древней боярской династии.
Символы родов Боде и Колычевых — львы, держащие щит под короной с дворянскими шлемами, — соединились в композиции, венчающей треугольный фронтон дома на Поварской. Под сдвоенным гербом, редчайшим для Москвы, сохранился девиз на латыни — Deus Honor et Gloria («Бог, честь и слава»). К двухэтажному флигелю Боде пристроил одноглавую домовую церковь в псевдорусском стиле, освященную во имя Филиппа, митрополита Московского.
Посвящение это не случайно: Федор Степанович Колычев — таковым было мирское имя убитого Малютой Скуратовым обличителя опричнины митрополита Филиппа II.
В храме Михаил Боде-Колычев, тогда служивший в Московской дворцовой конторе помощником директора Оружейной палаты, собрал иконы XVI, XVII и XVIII веков. Самой древней святыней церкви считалась византийская икона святителя Иоанна Златоуста XIV века, происходившая из обители пророка Илии около Иерусалима. Известно, что в этой церкви в 1866 году венчался публицист-славянофил Иван Сергеевич Аксаков с Анной Федоровной Тютчевой, старшей дочерью поэта.
Стиль интерьера своего жилища Михаил Боде-Колычев сообразно своему вкусу поменял, наполнив переизбыточным барочным декором, украсив собранием живописи (в том числе полотнами Рубенса), старинного оружия, шкатулок из моржовой и мамонтовой кости, ювелирных украшений, китайского фарфора. В кабинете Боде топился камин, когда-то принадлежавший Людовику XVI, купленный на аукционе. В одной гостиной стоял диван Александра I, в другой — часть гарнитура Екатерины II из Царскосельского дворца.
Не позабыл барон о демонстрации в одном из залов главного дома усадьбы генеалогического древа, составленного во всех подробностях. Некоторое время в усадьбе гостила вдова писателя и дипломата Александра Грибоедова Нина Чавчавадзе с сестрой Екатериной, правительницей Мегрелии.
Женой Михаила Львовича Боде-Колычева была фрейлина двора Александра Ивановна Черткова. Одна из их дочерей, Мария Боде-Колычева, была первой женой Михаила Сухотина, члена Государственной Думы от Тульской губернии. Второй женой Сухотина стала старшая дочь Льва Толстого, Татьяна.
Сын же Михаила Сухотина и Марии Боде-Колычевой Сергей был женат на внучке Толстого Софье. Эта непростая конфигурация свидетельствует о том, что Боде-Колычевы для Толстого были людьми не совсем и посторонними. И не случайно писатель поселил героев своего романа в роскошное жилище родовитого барона на Поварской.
Старшая дочь Михаила Боде Наталья стала женой сына соседей по Поварской графа Федора Львовича Сологуба, «человека одаренного, дилетанта, поэта и художника, с большим юмором и с большим обаянием».
Владение Боде-Колычевых по наследству перешло Сологубам. Комнату, где хранилась оружейная коллекция барона, с доспехами немецких рыцарей, мебелью XVII века, китайскими ширмами, супруги превратили в художественную мастерскую. Здесь бывали и работали художники, в том числе Василий Поленов, Наталья Гончарова, братья Бенуа, Евгений Лансере, Александр Головин.
Федор Сологуб прожил недолго, умер в 1890 году 42-летним. Графиня Наталья Михайловна его пережила и скончалась в 1916-м. Дом перешел ее старшей дочери Елене Федоровне Сологуб.
Филипповский храм в 1918 году закрыли, сбили главку, замазали фрески, в алтаре устроили кладовую. В усадебном доме некоторое время действовала Литкомиссия ВЦИК, жил нарком просвещения Анатолий Луначарский.
До 1925 года в этих стенах располагался Высший литературно-художественный институт, где ректором был поэт Валерий Брюсов. К этому времени Поварскую уже переименовали в улицу Воровского в честь убитого в Швейцарии большевистского дипломата, никогда не жившего в этих местах.
В бывшем доме Сологубов в 1930 году проходила панихида по Владимиру Маяковскому. К гробу поэта, оформленному в футуристическом стиле, три дня люди шли нескончаемым потоком.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com