Евгения Гершкович

Дом недели: усадьба Карла Мейера в переулке Чернышевского

3 мин. на чтение

Поздравим себя: еще одна усадьба XIX века в нашем городе вошла в реестр памятников архитектуры регионального значения. Это означает, что здание нельзя будет сносить и без соответствующего согласования проводить в нем какие-либо работы.

Чтобы защитить туфли от намокания, еще в XIX веке были придуманы галоши. Американец Чарльз Нельсон Гудьир запатентовал свое изобретение — вулканизацию каучука со смолой — в 1844 году. Из нового материала начали производить в том числе и резиновую обувь, которая вместе с технологией довольно скоро добралась до российских берегов.

Первым крупным торговым профильным предприятием в Санкт-Петербурге стало Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». В 1888 году Товарищество резиновой мануфактуры организовали и в Москве. Несколько магазинов американских резиновых галош, в непогоду ставших уже необходимым элементом гардероба, на Кузнецком мосту, в Газетном и Камергерском переулках открыл немец, выходец из Ревеля Карл, он же Константин, Августович Мейер.

1987

На землях, прежде принадлежавших Мариинской больнице для бедных, разбогатевший торговец в 1890-х годах купил участок и двухэтажный деревянный дом. Переулок, располагавшийся на высоком берегу большого пруда, образованный речкой Неглинкой близ Божедомки и имевший всего лишь одну сторону, тогда еще назывался 2-м Марьинским. В честь автора романа «Что делать?» он будет переименован позже, в 1922 году.

Заняться перестройкой усадьбы Мейер пригласил соотечественника, немца, родившегося в Москве и, кстати, жившего по соседству, в том же переулке, в доме №18.

Вильгельм-Эдуард Максим Геппенер окончил Политехникум в Карлсруэ, принимал участие в строительстве музея и библиотеки в Бадене. Вернувшись в Москву, сперва устроился помощником к архитектору Александру Каминскому. Вскоре приобрел обширную самостоятельную практику, включающую проектирование ранних московских доходных домов и купеческих особняков. Максим Карлович Геппенер прославился сооружением ансамбля Крестовских водонапорных башен у одноименной заставы, образца краснокирпичной эклектики, увы, до нас не дошедшего. На пике творческого взлета Геппенер, член Технического совета при Московской городской управе, архитектор Воспитательного дома, получил солидный заказ от торговца галошами, владельца фирмы «Мейер К. А. и Ко».

Усадьба, в 1894 году спроектированная для Мейера, представляла собой комплекс, состоящий из главного дома и хозяйственной пристройки.

Мастер по части эклектических форм, Геппенер решил жилой объект в стиле неогрек со всем набором подобающих декоративных украшений: коринфскими полуколоннами, рустовкой углов ризалита, лепным фризом в виде листьев аканта, пояском дентикул под крышей, полукруглым сандриком и картушем с переплетенными латинскими буквами «СМ». Ну конечно, это были инициалы Карла Мейера, а вовсе не Саввы Морозова, как долго полагали некоторые непосвященные. Много лет спустя, в ноябре 2014 года, в доме, выстроенном из дерева с имитацией под камень, случится сильный пожар. Восемь бригад пожарных будут самоотверженно бороться с огнем, но стены и кровля частично обрушатся…

Но вернемся к Мейерам. Карл Августович и его супруга Адель Александровна были любителями литературы. У себя в усадьбе они организовали ставшее популярным у артистической молодежи литературное кафе под названием «У Адели». Для этого им в 1905 году пришлось перестраивать хозяйственный корпус в полноценный флигель (пер. Чернышевского, 4, стр. 2). Тогда вновь был призван Геппенер. В моде уже царил стиль модерн, формам которого архитектор и последовал.

1982

Флигель превратился в двухэтажный. Объем приобрел скругленные углы, эркер со щипцовой кровлей, изящный балкон с металлическим ограждением и оконные проемы сложной расстекловки.

Кафе Адели Мейер облюбовали члены Суриковского литературно-музыкального кружка, где стали проводить свои собрания. Основателем объединения был Иван Суриков, поэт, представитель крестьянского направления в литературе. Он считается автором стихотворения, переложенного на музыку «Степь да степь кругом». А Петр Ильич Чайковский на стихи Сурикова написал романс «Я ли в поле да ни травушка была».

Кружок продолжал существовать и после кончины его основателя. В какой-то момент к нему примкнул совсем еще молодой Сергей Есенин. Здесь, во флигеле «У Адели», по легенде, поэт познакомился со своей будущей первой женой Анной Романовной Изрядновой, корректором Типографии И. Д. Сытина.

«На нем был коричневый, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом», — вспоминала потом Изряднова.

С 2008 года во флигеле усадьбы Мейера находится «Есенин-центр», филиал Московского государственного музея С. А. Есенина. Здесь же расположено уютное кафе «Есенин», где к чаю с мятой подают сливовый пирог. Белоснежный барельеф с портретом поэта украшает краснокирпичный фасад.

Эльдар Рязанов, в 1977 году снимавший свой «Служебный роман», именно в этот домик поселил своего Новосельцева.

Фото: Максим Мухин, Виталий Царин/wikimedia.org

Подписаться: