«Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, построенных в 1818 году, 1870-х годах и 1925 году, конструкция крыши, оформление фасадов, столярные элементы, окна и двери» — так определялся предмет охраны выявленного объекта культурного наследия регионального значения перед комплексной его реставрацией, начавшейся в апреле 2021 года.
Дом купца Масягина в Старомонетном переулке, 19/11, стр. 1 — редкий образец московской деревянной архитектуры. На тот момент он был уже разрушен процентов на девяносто пять. Из-под прогнившего конька покосившихся остатков железной кровли виднелся изрядно одряхлевший сруб с рухнувшими балками. Древесина — материал быстростареющий, особенно без должного ухода.
В конце XVIII века участком в Замоскворечье поочередно владели военные из дворянского рода Жеребцовых: с 1790 года — лейб-гвардии капитан-поручик Иван Алексеевич Жеребцов, с 1793 года — полковник Михаил Алексеевич Жеребцов.
В 1806 году усадьба, где уже имелся господский дом классических форм, окруженный одноэтажными деревянными хозяйственными постройками, флигелями и небольшим садом, переходит в руки протопресвитера Успенского собора в Кремле, члена Синода Лукьяна Федотовича Протопопова. Все это изрядно погорело в огне печально знаменитого пожара 1812 года.
В ноябре 1813 года Протопопов умер, и все оставшееся от имения протопресвитера приобретается купцом 3-й гильдии Сыромятной слободы Иваном Яковлевичем Масягиным (1786–1842).
Комиссия, образованная в Москве послепожарной, интенсивно восстанавливала город. Возглавивший ее архитектор Осип Бове разрабатывал типовые, «образцовые», проекты зданий, которые можно было бы построить быстро и дешево. Один из таковых проектов взял за основу Иван Яковлевич Масягин.
В 1818 году купец поставил на каменный фундамент деревянный дом в формах упрощенного ампира с мезонином в три окна и дворовой галереей.
Центральную часть фасада над мезонином увенчал треугольный фронтон. Обошелся незамысловатым декором: гладкими, без всякой лепнины, внешними стенами строения, окнами в обрамлении простых профилированных наличников. Помимо главного дома во дворе появилась пара нежилых хозяйственных объемов, каменный и деревянный.
Следующим хозяином городской усадьбы стал в 1834 году московский мещанин Максим Евдокимович Новиков. В 1860-м недвижимость перешла его родственнице Ольге Андреевне Новиковой. Частая смена владельцев естественным образом влекла за собой обрастание усадьбы небольшими постройками, которые сдавались внаем.
Через десять лет опять очередной представитель купеческого сословия, Петр Павлович Бесчастный, поселившийся во владении, строит дворницкую, Г-образный флигель на границе сада и двора и оштукатуривает деревянный фасад главного дома, штукатурку покрывает оттенками красного. С преобразованиями вдовы Петра Павловича, купчихи Параскевы Васильевны Бесчастной, в усадьбе в Старомонетном переулке в 1889 году возникает наконец первая фамилия архитектора.
Порфирий Гаврилович Пономарев составляет проект и возводит теплый, вместо холодного, тамбур. К южному торцу дома пристраивает веранду, выходящую в сад. В 1905 году в усадебный дом переезжает дочь купца Бесчастного, Надежда Петровна, вместе с мужем, почетным потомственным гражданином, купцом 2-й гильдии Иваном Дмитриевичем Аблаженовым, торговцем строительными материалами, владельцем гончарного завода на Плющихе, членом Александровской общины «Утоли моя печали».
Одна из хозяйственных построек при них использовалась как «амбар для склада сапожного товара»: известно, что Надежда Петровна Аблаженова торговала обувью. Деревянный сарай у восточной границы усадьбы был переведен в камень и превращен в конюшенный корпус по проекту архитектора Евгения Иосифовича Зеленского.
Усадьба в руках семейства Аблаженовых, у которых имелось две дочери, Мария и Ольга, благополучно доживает до революционных событий 1917 года.
Известно, что в 1925 году, в период нэпа, внутренние покои некогда купеческого жилища делят на две квартиры. Жившая в одной из них Мария Васильевна Ильяшева увеличивает габариты садовой веранды, добавляет к дому две деревянные пристройки: одноэтажную для кухни и двухэтажную для лестницы.
Существуют предположения, что Мария Васильевна приходилась дочерью архитектору страхового общества «Россия» Василию Викторовичу Ильяшеву, который в советское время поступил в мастерскую к Алексею Щусеву и принимал участие в конкурсе на проект Дворца Советов.
В 1930-е годы постройка уже числилась на балансе Треста Военно-Топографического Управления Всеросглавштаба. С 1936 года принадлежала Первой картографической фабрике им. В. В. Дунаева треста Геокартпром. Изменения, тогда же производимые в здании, были связаны с устройством ванных комнат и туалетов, в том числе в мезонине.
В 1970-е годы построили кирпичную проходную, примыкавшую к дому, разобрали веранду. В 2000-е годы бывшую усадьбу вывели из ведомства Министерства обороны, и с тех пор она так и стояла заброшенной.
За реставрацию руинированного деревянного строения двухсотлетней давности взялась мастерская под руководством архитектора Алексея Гинзбурга. Специалисты первым делом исследовали остатки первоначальной композиционной структуры, скрытой под позднейшими переделками. После обмеров был применен метод ручной переборки сруба: бревна были пронумерованы и отправлены в реставрационные мастерские в Кировскую область. Прогнившую древесину заменили сосновыми бревнами того же диаметра, длины и плотности. Дом утеплили, по чертежам и архивным аналогам восстановили кровлю, латунную фурнитуру, фасад оштукатурили и выкрасили в тот же вишневый оттенок.
В настоящий момент реставраторы приступили к восстановлению интерьеров памятника послепожарной Москвы, который, предположительно, будет использоваться как общественное пространство. Обещана реставрация альфрейной росписи, обнаруженной на старинных дверях из лиственницы.
Фото: Максим Мухин, Департамент культурного наследия города Москвы