Ирина была долгожданной дочерью тридцатилетнего царя Михаила Федоровича и его второй жены, царицы Евдокии Стрешневой. В Чудовом монастыре «багрянородную» царевну династии Романовых крестил ее дед, патриарх Филарет.
Тринадцатилетнюю княжну отец планирует выдать за сына датского короля Кристиана IV, графа Шлезвиг-Голштинского Вольдемара Кристиана. Принц датский в 1641 году прибывает в Москву, но вот принять православие категорически отказывается, как его не убеждают. Свадьба расстраивается.
Больше женихов для великой княжны не нашлось, Ирина Михайловна (1627–1679) замуж так и не вышла. До конца дней проживала она во дворцовом селе Покровское-Рубцово на правом берегу реки Яузы, где стоял деревянный храм во имя Николая Чудотворца. В нем тогда появился предел, освященный во имя мученицы Ирины, небесной покровительницы княжны, любимой сестры царя Алексея Михайловича. В те времена места считались еще ближайшим предместьем.
В середине XIX века уже на московской карте в районе Басманной образовалась Ирининская улица (впоследствии ставшая улицей Фридриха Энгельса), а с ней по соседству — Ирининский переулок, доходивший до Лефортовской площади. В 1912 году переулок переименовали в Немецкий. В 1942 году он стал Волховским, названный в память о тяжелых боях у реки Волхов во время войны. В 1838 году участок земли с палатами середины XVIII века и садом в Ирининском переулке оказался в руках купца Степана Матвеевича Матвеева.
Главный дом своей усадьбы (Волховский переулок, 21/5, стр. 1), весьма характерный для архитектуры тогдашней Немецкой слободы, купец построил над сводчатым подвалом, сохранившимся от древних палат.
Уцелевший и ныне обладающий статусом объекта культурного наследия регионального значения одноэтажный дом площадью 662,8 кв. м с деревянным мезонином был выполнен из камня. Примечательно, что на надстройку мезонина Матвееву пришлось получать разрешение от управы.
Усадебный ансамбль включал в себя еще две деревянные нежилые пристройки и одноэтажный каменный флигель.
Прямоугольное в плане купеческое жилище глядит на переулок линией в 11 окошек, выстроенной в определенно заданном ритме. Проемы взяты в прямоугольные наличники с крупными замковыми камнями. Над ними изящная графика штукатурного карниза подчеркивает вальмовую крышу. Мезонин со щипцовым фронтоном и парой окон венчает фасад.
С 1860 по 1870 год усадьбой владеет брат Степана Матвеевича, Никита Матвеевич Матвеев, также купец. Следом за ним усадьба по наследству переходит дочери Матвеева, потомственной почетной гражданке Татьяне Степановне Соловьевой, жене купца 2-й гильдии Федора Семеновича Соловьева, державшего в Калужской губернии завод по производству конопляного масла. По прошествии шести лет купчиха получает от управы разрешение на облицовку цоколя главного дома с его уличной стороны белым камнем. Именно тогда окна обретают наличники в обрамлении лепных гирлянд. Проектом занимается техник архитектуры С. Ф. Баранов. Он же превращает одно из окон в дверь, исправляет штукатурку и проводит ремонт внутренних помещений.
Усадьба вновь меняет владельцев, когда в 1899 году ее покупает Александра Александровна Бутюгина. Урожденная Арбатская, она была дочерью потомственного почетного гражданина, владельца экипажной фабрики в Москве Александра Матвеевича Арбатского, поставщика Императорского двора и Общества охотников конного бега.
Муж Александры Александровны — фабрикант Константин Иванович Бутюгин, купец 1-й гильдии, владелец шерстоткацкой фабрики, глава Товарищества К. И. Бутюгина. Он, разумеется, и являлся хозяином усадьбы, но, согласно тогдашней традиции, владение на всякий случай записывалось на жену.
По соседству, в Кирочном переулке, располагались корпуса шерстопрядильной фабрики Бутюгиных. Сегодня это Старокирочный переулок, а само название, к слову, пошло от многочисленных в этой части Москвы иноземных церквей, лютеранских и католических кирх.
У Бутюгиных было шесть дочерей. Одна из них, Надежда Константиновна, по воспоминаниям, прекрасно образованная девушка редких душевных качеств и обаяния, 14 января 1900 года вышла замуж за архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова (1867–1942), выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, ученика Франца Шехтеля. Имя этого архитектора из тех, кого мы привыкли помнить и ценить. Перу Кузнецова принадлежат такие постройки, как гимназия Медведниковых в Староконюшенном переулке, 18, Деловой двор на площади у Варварских ворот, Саввинское подворье на Тверской улице, в 1939 году передвинутое в глубину квартала, и др.
В 1890-х годах Бутюгины — заказчики архитектора Кузнецова, проектировавшего для них дачу в Сокольниках.
Иван Кузнецов и Надежда Бутюгина венчались в церкви Покрова Пресвятой Богородицы у Покровского моста. Первые годы жили в доме на Газовской улице. В 1903 году переехали в Ирининский переулок.
Через пять лет Иван Сергеевич занимается небольшой перестройкой теперь уже собственного жилища. Вносит изменения в объем деревянного мезонина. Дом Кузнецовых славился гостеприимством. В просторной гостиной за столом-сороконожкой собиралась молодежь — дети хозяев, которых было шестеро, их многочисленные друзья.
Александра Александровна Бутюгина, после смерти мужа возглавившая семейный бизнес, дожила до 1918 года. Иван Кузнецов в послеоктябрьское время оказался востребованным у большевиков и еще много чего успел построить. В 1935 году архитектор заключил трудовое соглашение с управлением делами Наркомтяжпрома на проектирование санатория им. Орджоникидзе в Сочи. В его классическом антураже потом снимут сцены киноленты «Старик Хоттабыч».
После кончины Кузнецова 3 июля 1942 года в переулке, теперь уже переименованном в Волховский, до 1975 года живут его потомки. Далее уютный домик долго арендует общественное движение «Дети без наркотиков». Потом он пустует и ветшает.
В 2016 году в результате открытого аукциона здание по договору льготной аренды «рубль за метр» передается в руки ООО «Рамполь». По завершении противоаварийных работ новый хозяин приступил к комплексной реставрации. Сегодня в бывшей купеческой усадьбе открыт мини-отель Viel с комфортными номерами. Сводчатые палаты середины XVIII века приспособлены под зал для йоги.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com