, 6 мин. на чтение

Дом недели: усадьба купца Петра Щукина на Малой Грузинской

Здания, сооруженные на Малой Грузинской улице (дом 15, строение 1) в последнее десятилетие XIX века, наконец дождались комплексной реставрации. Городские власти выдали задание на разработку соответствующего проекта.

В 1934 году эти сказочные терема, отделанные бриллиантовым рустом, украшенные изразцами, занял Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, основанный при кафедре биологии Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова.

В залах развернуты экспозиции «Происхождение и эволюция человека», «Физиология и анатомия животных», «Мир грибов», «Природа и человек», диорамы «Смешанный лес», «Птичий базар», ну и т. д.

А некогда под этими сводами хранились настоящие диковины и редкости: старинное оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, драгоценности, посуда, боярские пиршественные кубки, польские кушаки, русская парча, серебряный ковш, пожалованный Елизаветой Петровной атаману Бородину, шитье, изображающее встречу Дмитрия Донского на Куликовом поле, образцы художественного литья, предметы крестьянского быта, прялки, колыбели, японские двустворчатые ширмы и, кроме всего прочего, 46 личных архивов видных государственных деятелей, в том числе Воронцовых и Демидовых. Хранилось и полотно Огюста Ренуара «Обнаженная».

Зал русского искусства XVI–XVIII вв., 1906

Столь пеструю коллекцию, поражающую ценностью и представительством, собрал Петр Иванович Щукин, выходец из купеческого семейства русских «текстильных королей». Именно Петр Иванович, живо интересовавшийся архивами, в Писцовых книгах за 1625 год встретил упоминание о том, что его род идет от «Ивашки сына Щукина» из Боровска.

Отец Петра Ивановича, Иван Васильевич Щукин, 1-й гильдии купец, был уже одной из главных фигур в мануфактурной промышленности. Он вступил в династический брак, в 1853 году женившись на Екатерине Петровне Боткиной, дочери богатейшего чаеторговца Петра Кононовича Боткина. Семейство Боткиных славилось не только финансовой обеспеченностью, но также и своими замечательными представителями, интеллектуалами — дипломатами, художниками, врачами, учеными, литературными критиками. Боткины состояли в родстве с Третьяковыми, знаменитыми коллекционерами, давшими вдохновляющий пример ближайшей родне.

Из одиннадцати детей Щукиных коллекционерами стали пятеро, в первую очередь младший брат Петра Ивановича, Сергей Щукин, автор уникального собрания французской модернистской живописи.

Петр Щукин был вторым сыном Ивана и Екатерины Щукиных. Отец доверял немецкому образованию, мальчиков отправляли учиться в Behmsche Schule в Выборг. В своих воспоминаниях Петр Иванович Щукин описал довольно рискованную шалость в Бемской школе, «проделанную однажды некоторыми воспитанниками в классной. Пустую стеклянную бутылку наполнили светильным газом и подожгли, отчего последовал взрыв, и осколки бутылки разлетелись во все стороны, к счастью, не причинив никому вреда. На шум вбежал в классную учитель Шрек и, разъяренный, бросился на испуганных воспитанников, награждая всех пощечинами».

После школы четыре года Щукины пребывали в пансионе Дмитрия Фомича Гирста на 5-й линии Васильевского острова.

Девятнадцатилетний Петр Щукин, пройдя все эти этапы, отправился на заграничную стажировку в Лион постигать тонкости текстильного производства: изучал теорию фабрикации шелковых материй, ткал бархат, обучался торговому делу. Во Франции Щукин увлекся коллекционированием, стал приобретать книги и гравюры.

В 1878 году Петр Иванович возвратился в Москву, сел в конторе отца, где и сидел до конца своих дней. Правление торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» на Ильинке он называл амбаром. Ежедневно в час дня Петр Иванович уезжал туда на извозчике за 20 копеек, в пять тем же способом возвращался домой.

Второе музейное здание

Сюда, на Ильинку, к нему «вваливались барахольщики с огромными мешками, их сейчас же провожали в кабинет без доклада. Через минуту Петр Иванович погружался в тучу пыли, роясь в грудах барахла, вываленного из мешков. Отбирал все лучшее, а остатки появлялись на Сухаревке в палатках или на рогожах около них». Это все в своей книге «Москва и москвичи» рассказал Владимир Гиляровский.

По торговым делам купец нередко бывал на Нижегородской ярмарке, где весьма значительно пополнял свое собрание. «Вообще на Нижегородской ярмарке сделал я почин по собиранию предметов Востока, точно так же, как потом сделал почин по собиранию старинных русских вещей, купив там же серебряный жалованный ковш Яицкого войска», — писал Петр Иванович.

Щукин посещал антикварные лавки на Сретенке, в Газетном переулке, у Арбатских ворот. Среди дилеров, букинистов, сотрудничавших со Щукиным и поставлявших вещи в его собрание, были Матвей Петрович Востряков, Иван Лукич Силин, Федор Викентьевич Веркмейстер, петербуржец Михаил Михайлович Савостин.

При, казалось бы, всеядности, отсутствии четкой программы в коллекционировании, Щукин дотошно изучал каждый предмет. Купец, коллекционер и библиофил Алексей Петрович Бахрушин оценивал его как серьезнейшего собирателя из всех ему известных: «Он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Обо всем он может прочесть целую лекцию с места в карьер!»

В 1890 году ушел из жизни основатель семейного предприятия Иван Васильевич Щукин. До этого ни один из его сыновей собственным состоянием не располагал.

Так Петр Иванович получил возможность распоряжаться капиталом, во всю силу развернуть собирательскую деятельность и наконец заняться строительством помещения для своей стремительно разрастающейся коллекции. За дело он взялся энергично.

Был куплен обширный участок земли в Грузинах, на тихой улице близ Садового кольца. Ранее владение принадлежало князю Сергею Яковлевичу Грузинскому, который в свою очередь продал его действительному статскому советнику Ивану Лазаревичу Серебрякову, преподавателю грузинского языка в Лазаревском институте восточных языков. Сделка обошлась Щукину в 44 тыс. рублей. Имение занимало площадь в 2022 квадратных саженей. Здесь располагалось два деревянных дома, каждый — с собственным садом.

Малая Грузинская, дом Щукина, 1910–1911

Для строительства здания Щукин пригласил архитектора австрийского происхождения, Бориса (Бернгарда) Викторовича Фрейденберга, автора Сандуновских бань, Московского купеческого банка, больницы и дома призрения имени братьев Бахрушиных, Петровского пассажа и др.

Актуальный на тот момент в архитектуре неорусский стиль пребывал в гармонии и согласии с содержанием коллекции Петра Ивановича Щукина, проектирование его музея и пошло в этом направлении.

Дабы постигнуть традиции древнерусского зодчества, Щукин совместно с Фрейденбергом дважды побывал в Ярославле. В путешествии их сопровождал мастер декоративной живописи саксонец Отто Августович Леве. Потом художник искусно распишет потолок террасы в музее в персидском стиле.

К сентябрю 1893 года на Грузинской выросло двухэтажное краснокирпичное сооружение с нарядными кокошниками и шатровыми кровлями с красно-зелеными шишками, зеленой поливной черепицей и башенками. Крыльцо украсила копия подвески ярославского храма Иоанна Предтечи, решетка на лестнице повторила рисунок решетки церкви Николы Мокрого в том же Ярославле. Роспись входной двустворчатой двери вторила мотивам ярославских древних соборов.

Внутри терем декорировался не менее пышно, поражали воображение сводчатые потолки, мраморный пол, кубышчатые колонны, арки с гирьками, изразцовые печи. Потолок зала верхнего этажа был расписан в виде родословного древа, библиотека, богатая книгами по истории, археологии, истории искусства — небесным сводом с золотым солнцем.

Парадные сени Старого музея; парадная лестница Нового музея П. И. Щукина

Любопытно, что экспонаты в музее располагались достаточно хаотично. Запасники в подвалах были переполнены. В 1895 году коллекционер открыл институцию для доступа исследователей и любителей старины. Работать над этюдами для своих картин к Щукину приходили живописцы Василий Суриков, Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов.

В 1898 году заядлому коллекционеру пришлось выстроить и второе музейное здание, связанное с первым подземным тоннелем. Каменный особняк с цокольным этажом, также в русском стиле, спроектировал архитектор шведского происхождения Адольф Эрнестович (Адольф Вильгельм) Эрихсон. В 1905 году на участке вырос еще и одноэтажный склад.

Надо сказать, еще в 1891 году Петр Иванович Щукин составил завещание, в котором оговаривалось, что музей он дарит городу.

В апреле 1905 года музей российских древностей с коллекцией, содержащей почти 40 тыс. предметов, стал именоваться «Отделением Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III». Министерство народного просвещения пожаловало бескорыстному дарителю чин действительного статского советника. Купец Петр Иванович Щукин очень гордился своим форменным генеральским пальто на голубой подкладке.

Успев жениться на 33-летней нижегородской вдове Марии Ивановне Пономаревой и опубликовать пять частей своих мемуаров, 12 октября 1912 года Петр Иванович Щукин скончался от гнойного аппендицита.

После революции его гигантское собрание было поделено между Историческим музеем, Музеем искусств народов Востока, Третьяковской галереей, Исторической библиотекой.

Здания же, ныне являющиеся объектами культурного наследия федерального значения, ожидает реставрация. Обещаны восстановление по архивным материалам исторического облика построек, укрепление фундамента, кирпичной кладки стен, починка кровли, ограды, замена напольного покрытия, воссоздание окон, наличников, дверей, лепного декора, каменных подоконников, утраченной прежде фурнитуры, росписи внутренних пространств. На свое место вернется башенка с флюгером и двуглавым орлом.

Фото: shutterstock.com, pastvu.com