«Лакомый кусочек», популярная комедия-шутка, осенью 1881 года игралась в маленьком театре Секретарева. Москвичи его называли Секретаревкой. В роли помещика Семена Семеновича Бардина дебютировал «господин Алексеев». Не имевший специального театрального образования купеческий сын возьмет псевдоним и через три года станет Станиславским.
Частный театр в Нижнем Кисловском переулке устроил Петр Федорович Секретарев. Идею статскому советнику, крупному помещику Череповецкого уезда подкинул Александр Николаевич Островский. В этом драматург имел резон: пьесы, отвергнутые цензурой, в казенных помещениях все же могли ставиться. Секретаревка, хотя и небольшая по размеру, этакий «театр-табакерка», располагала зрительным залом высотой в два этажа, партером, ложами, ярусами, оркестровой ямой, гардеробом и буфетом. Один из основоположников русской актерской школы называл Секретаревку театральной академией, где все «дышит потребностью умной и новой сцены».
Увлеченный искусством Мельпомены Савва Иванович Морозов именно в Секретаревском драматическом театре находил вдохновение, что в дальнейшем привело купца к созданию Русской частной оперы. На тех же подмостках актерскую карьеру начинал корнет Сумского гусарского полка Николай Пашенный, выходивший на сцену под псевдонимом Рощин-Инсаров, а также будущая звезда Малого театра Николай Музиль.
Основатель столь важной театральной инициативы второй половины XIX века был наследником некоего крестьянского сына, Федора Ермолаева. Во время поездки по Беларуси смышленого паренька заметил светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, взял в свиту, сделал своим камердинером, дал образование и новую фамилию — Секретарев. Секретарев оказался столь сметлив, умен, услужлив, что после смерти благодетеля и фаворита Екатерины II стал камердинером императрицы. Та оставила Секретарева при себе, поручив хранение наиболее важных государственных документов.
Павел же I лишил преданного матушкиного слугу нажитого состояния и сослал в Оренбург. Вернувшийся из ссылки Секретарев занялся откупами и смог поправить дела.
Его наследник, упомянутый «театрал» Петр Федорович Секретарев, в 1850 году стал владельцем участка, некогда входившего в состав усадьбы действительного тайного советника, князя Петра Васильевича Лопухина, главы кабинета министров при Павле.
Петр Секретарев провел свои детские годы в доме Потемкина. Видимо, мечтал о собственной пышной усадьбе. Проект для нее заказал архитектору-эклектику Николаю Ильичу Козловскому, академику Императорской Академии художеств, автору замечательных московских храмов, в том числе церкви Николая Чудотворца «Красный звон» в Никольском переулке, колокольни храма Троицы в Вишняках на Пятницкой…
Зодчий сделал то, что от него и ждали. На ступенчатом рельефе переулка, некогда Долгого, теперь Гагаринского (названного в честь князя Богдана Ивановича Гагарина, который владел усадьбой в этих местах), расположилось прямоугольное двухэтажное строение (Гоголевский б-р, 5/2, стр. 1) с ренессансными мотивами. Проектные чертежи Козловского сохранились, что позволило успешно провести реставрацию в 1990-х годах.
Фасад изящно декорирован резными полуколоннами белого камня, пышным карнизом, венецианскими окнами. Столь нарядная отделка дома, возможно, визуально воплощала пристрастия хозяина к театральным эффектам.
Выходящий на бульвар торец каменного Г-образного в плане здания отмечал массивный ризалит с порталом, фронтоном, окном, также венецианским трехчастным, в причудливом обрамлении полуколонн с орнаментальной резьбой по камню. Подобные формы можно видеть, к примеру, в интерьере Большого Кремлевского дворца.
Занятно, что автор дворца Константин Андреевич Тон жил в доме Секретарева в те годы, когда неподалеку, буквально в двух шагах, заканчивалась отделка еще одного творения зодчего, храма Христа Спасителя. В этой московской резиденции Тон останавливался во время частых приездов из Санкт-Петербурга. Окна рабочего кабинета выходили как раз на строящийся храм. Небольшой сад усадьбы также выходил на бульвар, откуда и сегодня неплохо просматривается еще один, дворовый, фасад в классических формах.
В советское время красно-белая усадьба Секретарева, строение почти что дворцовое, служила жильем и даже общежитием для работников текстильной и шерстоткацкой фабрики, некогда принадлежавшей Ивану Бутикову.
В настоящий момент здание — памятник регионального значения — представляет собой бизнес-центр, площади которого сдаются в аренду офисам российских компаний.
Фото: Максим Мухин, Департамент культурного наследия города Москвы, pastvu.com