До 1960 года Кунцево было дачным пригородом. Старинное село на высоком берегу Москвы-реки, некогда пожалованное Иваном Грозным владение бояр Мстиславских, его живописные окрестности облюбовали дворяне, а затем и богатые купцы, например Нарышкины или Павел Михайлович Третьяков, устроившие на этих землях свои загородные усадьбы.
В Кунцево гостил Лермонтов, жили Карамзин и Герцен, здесь «до слез наслаждался природой» Толстой, ему вторил побывавший в сих местах Тургенев, оставивший свои впечатления на страницах романа «Накануне». В одном из писем о Кунцево нежно отзывался Чайковский: «Прелестное место… Между прочим, записал там с голоса одной крестьянки превосходную песню… » Это он о песне «Соловушка». Полотно «Вид Кунцева под Москвой» было писано Саврасовым с натуры.
Весной 1869 года началось строительство железной дороги от Смоленска до Москвы. Смоленские купцы и промышленники, напрямую заинтересованные в дорожной коммуникации с Москвой, финансировали проект, который также оплачивался из казны. Прокладка железнодорожных путей стартовала от Тверской заставы. За строительство вокзальных зданий отвечал владелец кирпичных заводов действительный статский советник Михаил Ардалионович Немчинов. Кстати, на 16-й версте этой же железной дороги, близ Кунцево, он выхлопотал сооружение платформы для остановки поездов, получившей название Немчиновка.
В августе 1870 года по однопутной Московско-Смоленской железной дороге пошли первые поезда. Было открыто пассажирское и товарное движение. Даже в Европе заказали подвижной состав. К тому моменту завершилось и строительство двухэтажного краснокирпичного вокзала в Москве у Тверской заставы.
Шли годы, и Александровский (ныне Белорусский) вокзал в силу малой площади уже не отвечал возросшим запросам, не справляясь с пассажиропотоком, на него возложенным. Министерство путей сообщения было вынуждено объявить архитектурный конкурс на проект нового вокзального здания.
Профессиональное соревнование выиграл архитектор Иван Иванович Струков (1864–1945), уроженец города Лебедянь Тамбовской губернии, мало пока чем известный недавний выпускник Института гражданских инженеров, но предложивший наиболее приемлемое проектное решение.
Площадь нового здания втрое превышала площадь прежнего. Два корпуса вокзала в формах неоготики и частично ампира сходились под тупым углом, обнимая площадь. Башенки с флагштоками венчали арочный вход с панорамным остеклением и купольные павильоны. Щиты с эмблемами, обрамленные картушами, украшали вокзальный фасад. В конструкции Струков щедро использовал новые материалы — бетон и металл.
Масштабная стройка велась поэтапно, поэтому ее вторая очередь завершилась лишь к 1912 году — празднованию столетия победы над армией Наполеона. К этому году Иван Струков уже некоторое время числился сверхштатным техником строительного отделения Московского губернского правления.
Белорусский вокзал, без сомнения, главное произведение архитектора, однако авторству Струкова принадлежит также немало гражданских сооружений, в том числе и железнодорожных. Одним из таких объектов стало здание на станции Кунцево Московско-Смоленской, ныне Белорусской железной дороги.
Надо ли говорить, что прокладка трассы немало оживила дачную жизнь. Кунцево сделалось весьма популярным местом загородного отдыха. Сама станция открылась в 1874 году, через четыре года после запуска железнодорожной магистрали. Вокзальное же здание здесь было построено только к 1900 году. Для этого объекта Иван Иванович Струков, любитель стилизации, избрал викторианскую готику. В Кунцево он построил этакий миниатюрный средневековый замок, некогда утопавший в зелени.
Одноэтажное сооружение представляло собой живописное нагромождение объемов, завершенных многочисленными стройными башенками и небольшим заостренной формы шатром на углу. Стены с зубчатым парапетом, накладными деталями и контрфорсами обильно прорезались стрельчатыми окнами. Это давало много света в залах ожидания. Сохранились воспоминания начала XX века о присутствии в станционном здании популярного буфета со знаменитыми пирожками с разной начинкой, буквально не дававшими пассажиру уехать из Кунцево голодным. В 1920-е годы перед станцией работал большой рынок.
Примечательно, что Кунцево было реализовано Струковым раньше здания Белорусского вокзала. Однако, если приглядеться к деталям, найдется в этих его постройках нечто схожее. Возможно, Кунцево было неким эскизом будущего вокзала в Москве? Примерно в те же годы архитектор строил и станцию Кубинка на той же железной дороге.
Здание вокзала «Кунцевская» (ул. Алексея Свиридова, 22), теперь он так называется, к счастью, обладает ценным статусом выявленного объекта культурного наследия. Но всякий раз, проезжая Кунцево, остается большой риск не обнаружить маленький сказочный замок, который со всех сторон уже обступили небоскребы. В вокзале по-прежнему располагаются зал ожидания, которым теперь уж мало кто пользуется, и технические железнодорожные службы. Не так давно работал цветочный магазин.
Город, обратив внимание на многочисленные отслоения штукатурки фасада, трещины и коррозию металлических элементов, пообещал в ближайшее время начать ремонт творения Ивана Струкова. Специалисты пока проводят историко-архивные исследования, но уже начали готовить проект будущих работ.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com