C 2007 года дом №10 по Тверской улице скрыт от глаз прохожих строительными лесами, заборами и рвущимся на ветру реставрационным полотном.
О монстре пекарного дела, булочнике, «придворном калачнике» Иване Максимовиче Филиппове вспоминают чаще всего в контексте анекдота про изюминку, таракана и генерал-губернатора Москвы Арсения Закревского, увековеченного в «Москве и москвичах» лихим пером репортера Владимира Гиляровского.
Судьба постройки, находящейся менее чем в километре от Кремля и знаменитой тем, что там находилась Филипповская булочная, а с ней кондитерская и кофейная, вызывает тревогу, ибо здание статусом объекта культурного наследия не обладает.
Реставрационные работы ведутся. Однако, по сведениям Главгосэкспертизы, застройщик ООО «Люксъ отель» сохранит от нестатусного объекта лишь его исторический фасад. К 2024 году обещан финал работ: открытие гостиницы, булочной Филиппова на первом этаже и подземного паркинга.
Совсем недавно реставраторы, наконец-то обследовавшие подвал в помещении, где некогда располагалась булочная, наткнулись на призматические окна американской компании Luxfer Prism Company.
В 1896 году фирма, управляемая Джеймсом Пенникуиком, запатентовала свое изобретение и приступила к реализации, весьма коммерчески успешной, призм из жаропрочного стекла, заключенных внутри пары спаянных блоков. Этот технологический прием давал возможность подачи дневного света в подвальные помещения и экономии энергозатрат.
Световые оконца «Люксфер», предтеча хорошо знакомых стеклоблоков, в начале XX столетия массово устремились в Европу, разумеется, не миновав и Россию, переживающую строительный бум.
Дмитрий Иванович Филиппов, старший сын Ивана Максимовича Филиппова, месяца не дожившего до своих 54 лет, после кончины отца возглавил семейное предприятие.
В 1905 году купец-предприниматель приступает к перестройке магазина и расширению пекарни на Тверской.
Проект сердца бизнеса Филипповых разрабатывает архитектор Николай Александрович Эйхенвальд, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не устоял он и перед новинкой, внедрив в проект световые призмы «Люксфер».
Интерьер кофейни Эйхенвальд оформляет в модном стиле модерн с убранством, своим изяществом и элегантностью привлекающим публику.
Альфрейные росписи, имитирующие обои с виньетками, выполняют художники Петр Кончаловский и Игнатий Невинский, они же расписывают плафон кофейни. Скульптор Сергей Коненков работает над барельефом «Танец». Вакха и вакханку мастер лепит с моделей.
Многие годы своеобразным паролем в Москве было «пойти к Филиппову», фраза, означавшая покупку вкусного и свежего хлеба в магазине на Тверской. Именно здесь функционировала та самая знаменитая пекарня, где с пылу с жару пеклись калачи, пироги с визигой, ватрушки, витушки с солью и маком, сайки с миндалем, сдобные и обварные, баранки с анисом, бублики, крендели с тмином, сушки сахарные и ванилевые, хрустящая пшеничная соломка.
Широкий ассортимент и спрос продиктовали разделение производства на булочное, хлебное, сухарное, калачное, пряничное, пирожное отделения.
Помимо хлебных изделий Филиппов предлагал покупателям и сладости собственного производства — мармелад, пастилу, карамель, монпансье, шоколад, конфекты от кашля.
У истоков семейной династии стоял экономический крестьянин Максим Филиппов, в 1806 году прибывший в Москву из деревни Кобелево Калужской губернии Тарусского уезда и заведший «Калачную избу» в Тверской части. Помещение Филиппов арендовал тогда у обер-провиантмейстера Николая Максимовича Походяшина.
Уже с 1856 года сын Максима Филиппова числился в списке не иначе как «Их Императорского Величества и Их Высочеств пекарь Иван Максимович Филиппов в Москве и Санкт-Петербурге».
«Можно получать ежедневно свежее» — гласила реклама «Торгового дома Филипповых».
Булочник не забывал о благотворительности: исправно перед престольными праздниками отправлял хлеба заключенным на Бутырку, в тюрьму.
Дом на Тверской, 10, вид которого немного изменил Эйхенвальд, появился на этом участке еще в 1897 году. Для Ивана Максимовича Филиппова, главного его магазина и пекарни, здание было спроектировано в необарочных формах архитектором Митрофаном Александровичем Арсеньевым.
Еще в конце XVIII века владение принадлежало главнокомандующему армии фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Говорят, в этой усадьбе останавливался в 1812 году Стендаль, тогда еще интендант французской армии.
Возвращаемся в 1911 год. Дмитрий Иванович Филиппов, опытный делец, расширяет бизнес и устраивает в доме, где уже помимо пекарни работает модная кофейня, наравне с Верхними торговыми рядами полюбившаяся респектабельной публике, отель «Франция» на 550 номеров и с рестораном с заморскими изысками, украшенном кариатидами авторства все того же Коненкова.
Впоследствии гостиницу переименовывают в «Люкс», и среди ее постояльцев числятся поэты «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников, Сергей Есенин.
После революции роскошные апартаменты на Тверской национализировали и превратили в общежитие Коминтерна.
Теперь в филипповских интерьерах обитают политические деятели, разведчики, военачальники, экономисты: Клемент Готвальд, Пальмиро Тольятти, Евгений Варга, Рихард Зорге, Морис Торез, Вальтер Ульбрихт, Георгий Димитров, Хо Ши Мин, Моше Даян и др.
В 1953 году зданию возвращают статус гостиницы, уже под названием «Центральная», а в ней продолжает работать булочная, теперь «Булочная №1».
Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com