В этом году Всероссийская библиотека иностранной литературы, появившаяся благодаря инициативе и энергии филолога Маргариты Ивановны Рудомино, празднует столетие со дня основания.
До той поры пока в 1967 году библиотека не обзавелась собственным модернистским зданием на Николоямской, тогда еще Ульяновской, улице, построенным по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, она скиталась по разным московским адресам. Иностранка квартировала в Историческом музее, занимая комнаты, некогда специально устроенные для императора Александра III, в храме Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке, в особняке в Лопухинском переулке, «заседала» на Варварке.
Новое здание библиотеки площадью 24 тыс. кв. м располагало восьмиэтажным книгохранилищем, конференц-залом с киноустановкой, просторными читальными залами числом четырнадцать. В библиотеке содержалось 4 млн единиц хранения на 128 языках.
Историк культуры, философ Сергей Сергеевич Аверинцев не случайно признавал, что «труд Рудомино был героическим в самом буквальном смысле слова».
В 1973 году Маргарита Ивановна Рудомино, первый вице-президент Международной федерации библиотечных ассоциаций, была отправлена Министерством культуры на пенсию. Ее место тогда заняла Людмила Алексеевна Гвишиани-Косыгина, дочь председателя Совета министров СССР.
В 1974 году Библиотека иностранной литературы обзавелась новым филиалом, двухэтажным каменным зданием по адресу Николоямская улица, 6.
Объект культурного наследия федерального значения 1761 года постройки совсем недавно, в августе, был открыт после реставрации. Старый дом допожарной Москвы, ухитрившийся не выгореть дотла в Заяузье, отмечает северо-восточную оконечность одной из самых живописных возвышенностей нашего города, так называемой Вшивой, или Швивой, горки. Над объяснением этого странного топонима до сих пор бьются филологи, так и не сойдясь в едином мнении: Вшивая она то ли потому, что насекомых во множестве водилось в этих местах, то ли оттого, что здесь проходила дорога на Хиву, она же Шива, или просто тут проживало много швецов — портных.
Дом на Николоямской, который на самом деле являлся служебной постройкой обширной городской усадьбы, многократно менял владельцев. Дворянский род Баташевых — в этом списке.
Во дворянство Баташевы были возведены Екатериной II. Фамильный их герб украшал скачущий в синем поле единорог.
Баташевы прославились как крупнейшие промышленники, оружейники и основатели железных заводов в Туле, Касимове, Гусе-Железном, Выксе. Самые известные представители семейства — братья Иван Родионович и Андрей Родионович Баташевы, ставшие безусловными конкурентами по бизнесу семейства Демидовых. Основатель рода Баташевых в свое время служил управителем у Демидова.
Предприниматель Иван Родионович Баташев отличался умом, энергией и трудолюбием. При нем предприятия уже не столько наращивали объемы производства металла, сколько уделяли внимание расширению ассортимента изделий из металла. Предпочтение отдавалось бытовым предметам, таким как чугунная посуда, проволока, гвозди, серпы и косы. Иван Баташев построил и суконную фабрику. Когда он скончался, заводские рабочие скинулись на надгробный памятник, на котором начертали эпитафию: «Отцу-благодетелю от детей-подданных».
Известно, что в 1798 году участок в шесть переулков на Вшивой горке был куплен Иваном Родионовичем Баташевым, на котором он построил классицистическую усадьбу с дворцовым размахом. Как считается, проект Родиона Казакова воплощал крепостной архитектор Баташевых, М. П. Кисельников. Также авторство главного здания в обрамлении двух флигелей приписывается Василию Баженову и даже французскому мастеру Шарлю де Вальи.
Позднее здание претерпевало изменения, а в 1908 году было передано во владение Яузской больнице.
Во флигеле, впоследствии занятом отделами Библиотеки иностранной литературы, в конце 1970-х — начале 1980-х годов проводилась реконструкция, целиком изменившая план двухэтажного здания. В нем появилось парадное помещение, так называемый Овальный зал, где библиотека устраивала официальные приемы, в том числе встречу с директором библиотеки Конгресса США Джеймсом Хедли Биллингтоном.
В этих интерьерах также происходили съемки знаменитой телепередачи «Очевидное — невероятное», которую вел Сергей Петрович Капица.
Реставраторы провели научно-исследовательскую работу, детально изучили архивные чертежи, рисунки и фотографии, дабы максимально вернуть зданию, фасадом выходящему на красную линию Николоямской улицы, прежний облик и план.
Фото: mos.ru, pastvu.com