Судьба Василия Васильевича Варгина (1791–1859) — история головокружительного бизнес-успеха с отрезвляющим финалом.
Обстоятельства жизни купца сперва складывались как нельзя лучше: выходец из бесфамильных крепостных крестьян Владычного монастыря в Серпухове, торговавших варежками (варьгами), записался в купцы и в 1807 году получил госзаказ на поставку парусины и холста в армию. В те времена госзаказы, впрочем, оплачивались весьма невысоко, плюс бюрократия. Но молодой купец Варгин (ему только что исполнился 21 год) обладал отменной интуицией.
Благодаря покровительству будущего военного министра, генерала Александра Ивановича Татищева, Василий Васильевич Варгин стал первым российским монополистом, отхватившим все казенные подряды на поставку сукна и одежды для военных нужд. А тут как раз случился и 1812 год.
Вскоре логотип торговой фирмы Варгина — ВВВ — украсил шлем Меркурия. К состоянию, которое оценивалось уже в 18 млн рублей, прибавилось более десятка доходных домов в Москве, выросших на прибыли от продажи сукна. К тому же купец сделался еще и страстным собирателем, составив коллекцию редчайших бриллиантов.
Но фортуна порой не только улыбается. С восшествием на престол императора Николая I новый военный министр граф Александр Чернышов, дабы указать предшественнику его место, оклеветал татищевского выдвиженца Василия Варгина. Собрал комиссию, сфальсифицировавшую приписки и утроившую подлог документов. Купца на радость завистникам лишили состояния, заключили в Петропавловскую крепость, затем отправили в ссылку в Выборг.
Но не только сукно сохранило Василия Варгина в отечественной истории. Говорят, будто побывавший в Париже по окончании войны русский текстильщик очаровался площадью Пале-Рояль, где во дворце размещался театр Комеди Франсез. О том, какая во всем этом связь, чуть ниже.
Вид Малого театра со стороны Театрального проезда
Москва тем временем приходила в себя после разрушительных наполеоновских пожаров. Комиссия по застройке и благоустройству города задумала образование новой парадной площади, «первейшей по устроению и пространству», перед зданием сгоревшего в 1805 году Петровского театра английского предпринимателя Майкла Меддокса (построенного в 1780 году).
По лежавшей близ Кремля местности были беспорядочно разбросаны домишки. Ландшафт не отличался ровностью, имелись овраг и насыпи, протекала болотистая речка Неглинка.
«Сделать соображение», то есть проектировать площадь предстояло Осипу Ивановичу Бове, выдающемуся зодчему-классицисту, сыну итальянского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего из Неаполя.
К 1819 году Бове завершил эскизные проекты новых зданий, выходящих на Театральную площадь, и началась раздача земель домовладельцам и, соответственно, застройка пустующих участков. Архитекторам комиссии, привлеченным к работам, строжайше предписывалось придерживаться фасадов, нарисованных Бове. Через три года купец Василий Варгин с компаньоном, коллежским советником Иваном Таманским, покупают участок под номером три и поручают архитектору Александру Филипповичу Элькинскому строить трехэтажный дом с арками и галереями на главном фасаде. Здание чуть-чуть отступало от красной линии Театральной площади.
Дом купца Варгина, где открылся Малый театр в 1824 году
В 1823 году дом купца Василия Варгина, некогда мечтавшего, как в Москве появится красивая площадь, а на ней театр, берет в аренду для постоянных выступлений Казенная драматическая труппа. Труппа вела свое начало от созданного в 1759 году при Московском университете публичного театра под управлением драматурга и поэта Михаила Матвеевича Хераскова. Осип Бове приспосабливает здание под театральные нужды, «с полом сцены, с ложами в три яруса, бенуарами и верхними для зрителей галереями», а также «с устроением кресельных скамеек для зрителей, люстры, лампы, мебели, занавески и прочих декораций». Варгин взял на себя ответственность за поставку стройматериалов и наем работников, равно как и за прочность устройств в доме, поступающем внаем под театр: «капитальных стен, сводов, стропил, крыши, печей и труб», а также их «починку и поправку».
26 октября 1824 года драматическая часть Московской труппы Императорского театра дала свое первое представление на сцене перестроенного архитектором Осипом Бове дома купца Василия Варгина. В тот вечер зрителям была явлена увертюра композитора Алексея Верстовского, а после — «представление-балет» «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» сочинения князя Александра Шаховского и балетмейстера Шарля Дидло.
Так 195 лет назад по адресу Театральный проезд, 1, стр. 1, открылся Малый театр. Вначале название «малый» с заглавной буквы не писалось. Оно существовало для того, чтобы не путать со стоящим рядом «большим» театром, композиционным центром Театральной площади, во всем великолепии поднявшимся над руинами сгоревшего в 1825 году Петровского театра.
Зрительный зал Малого театра
«Малый» по сравнению с «большим» был узок и вмещал в себя 650 мест. В 1838–1840 годах архитектор Константин Тон перестраивает театр, расположив зрительный зал со сценой в пустующем до этого дворе. Эта театральная коробка с фасадом бело-желтого цвета, выдержанным в стиле позднего классицизма, дожила до наших дней в том же виде. Четыре яруса украшает лепной и резной по дереву декор — картуши и гирлянды. Это настоящий памятник истории русского театрального дела.
От театра Бове остались лишь отрывочные воспоминания современников, что-де его убранство было великолепно и «слишком золотисто». Представление об утраченном интерьере, впрочем, по счастью, сохранил макет с разрезом, выполненный «комиссаром здания» И. Е. Покровским.
С тех пор Малый театр неоднократно ремонтировался, ибо воды протекающей теперь уже в трубах Неглинки подтапливали фундамент. Самые крупные реконструкции здания прошли в 1945–1947 и 2011–2016 годах.
В 1929 году у стен театра был установлен бронзовый памятник драматургу Александру Островскому. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю, ныне во дворе дома на Никитском бульваре) изобразил автора 48 пьес, поставленных на сцене Малого, сидящим в кресле и погруженным в глубокие раздумья.
Фото: shutterstock.com, maly.ru