Неоклассическое здание на Девичьем поле с величественными колоннами и репрезентативной ротондой сыграло существенную роль в истории женского образования.
Все началось в 1872 году с курсов профессора Владимира Ивановича Герье. До этого момента женщины любого сословия в России не имели права получать высшее образование.
«Утверждаю, в виде опыта, на четыре года» — с такой резолюцией ход делу дал министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.
Женские курсы, существовавшие за счет самих студенток, открылись 1 ноября 1872 года в парадном зале здания Первой мужской гимназии на Волхонке, а затем вынуждены были неоднократно менять адреса.
Преподаватели в учебном заведении были блестящие — ведущие профессора Московского университета историк Владимир Осипович Ключевский, лингвист Федор Иванович Буслаев, филолог Николай Саввич Тихонравов и другие. Свою лекционную практику на женских курсах начинал юный Владимир Сергеевич Соловьев, а его отец, историк, академик Сергей Михайлович Соловьев, возглавлял здесь педагогический совет.
Однако из-за возрастающей студенческой революционной активности в 1886 году учебное заведение прекратило свое существование, занятия возобновились в 1900 году. Тогда возродились только два факультета, историко-филологический и математический. Но собственного помещения курсы по-прежнему не имели.
Новый директор института профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин добился-таки от Московской городской думы выделения земельного участка, причем бесплатно. Чаплыгин обладал энергией и талантами организатора. Он заложил так счастливо обретенный пустырь на городской окраине в Земельном банке, а вырученную сумму пустил на оплату проекта, закладку фундамента и даже возведение здания до второго этажа.
Как раз тут на сцену вышел еще один, уже третий в нашей истории Соловьев, Сергей Устинович, или Иустинович (1859–1912), с двумя предыдущими родственных связей, впрочем, не имевший.
Академик архитектуры, ему принадлежит авторство Аудиторного корпуса Московских высших женских курсов на Малой Пироговской улице, 1, строение 1. Соловьев, сведения о чьей жизни весьма немногочисленны, родился в семье московского мещанина, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Своим учителем он считал Константина Михайловича Быковского, корифея московской архитектурной школы конца XIX века, который, без сомнения, зародил в ученике тяготение к формам средиземноморской классики. В 1884 году выпускник Соловьев совершил пенсионерскую поездку в Европу, побывал в Англии, Германии, Франции и Бельгии и, разумеется, надолго застрял в Италии, где занимался зарисовками и обмерами памятников архитектуры.
По возвращении Сергей Устинович женился на купеческой дочери Марии Петровне Суховой. В 1897 году во время эпидемии дифтерии и скарлатины Соловьевы потеряли сразу четырех детей. Педиатр, профессор Нил Федорович Филатов, смог спасти только одну их дочь, Наталию.
Начавший профессиональную деятельность Соловьев быстро становится востребованным зодчим. Среди наиболее значительных его произведений — комплекс зданий Строгановского училища на Рождественке (ныне МАРХИ), здания благотворительных учреждений им. Медведниковых и Рахмановой, больница и богадельня на Большой Калужской улице (Ленинский проспект), Коммерческий институт в Стремянном переулке (Плехановский университет), Кустарный музей Московского земства в Леонтьевском переулке, собственный дом архитектора в Малом Ржевском переулке.
Здание Московских высших женских курсов Сергей Устинович Соловьев проектировал уже почти перед кончиной.
Строительство началось в 1911 году, завершено в 1912-м, работы же по отделке продолжались еще год. Ими уже руководил ученик Соловьева, архитектор Илья Александрович Голосов, будущий лидер советского конструктивизма.
В ротонде, увенчанной куполом, отмечающей собой перекресток Малой Пироговской улицы и Хользунова переулка, расположился зал с двусветной галереей, где заседал совет курсов.
Объем с учебными аудиториями получил для слушательниц отдельный вход. Соловьев задумал открытый двор, но вместо него появился световой атриум с металлостеклянным перекрытием инженера Владимира Шухова.
Интерьеры и фасад здания Высших женских курсов были богато убраны классическим лепным орнаментальным декором, замковыми камнями, циклами рельефов и барельефов, аллегориями добродетели, триумфами наук и образования. Автором произведений пластики выступил представитель Венской академии художеств, художник-скульптур Фридрих Кенигседер. Эти элементы здания, объекта культурного наследия федерального значения, теперь занимаемого Московским педагогическим государственным университетом, недавно были включены в предмет охраны. В утвержденный перечень вошли планировка интерьеров Сергея Соловьева, аудитории в форме трапеции с амфитеатром, овальный вестибюль, балясины-кувшины, обрамляющие галереи и парадную лестницу. Метлахская плитка пола и паркет также вошли в предмет охраны памятника.
Фото: Евгений Чесноков