Алексей Викторович Щусев был из плодовитых архитекторов. О том, с какой легкостью, без переходных периодов, прославленный зодчий менял стили, можно судить даже по зданиям, спроектированным для Москвы, хотя география реализованных им объектов значительно шире.
В 1912 году Щусев — автор пластичного образа храма Покрова Марфо-Мариинской обители, наполненного псковско-новгородскими мотивами. В 1928 году недавний лидер неорусского стиля приступает к строительству здания Народного комиссариата земледелия СССР, отдавая дань моде на авангард, впрочем, начинающей вскоре затухать.
Довольно непростую ситуацию, складывающуюся в профессиональном цехе, Щусев описывал так: «Создавалась новая школа конструктивизма в архитектуре на основе новой инженерной техники. Волна была очень сильной, хотя и противодействие было не меньше. Началась борьба с водоворотами и перегибами».
Конструктивистский комплекс из трех корпусов с внутренним двором получил форму трапеции и занял целый квартал на пересечении Садовой-Спасской улицы (дом 11/1) и Орликова переулка. Решение угловой части делового здания, выделение его полуцилиндрическим ризалитом обнаруживало сходство с некоторыми постройками немецкого архитектора Эриха Мендельсона, такими как дом Моссе в Берлине (1923) и здание силовой подстанции текстильной фабрики «Красное знамя» (1926) в Петрограде.
Довольно скромный фасад с горизонтальными полосами окон, подчеркивающими кирпичные несущие стены, роднил Наркомзем со стилистикой зданий на Мясницкой — Госторга (1927) архитектора Бориса Великовского и тогда еще строящегося Центросоюза Ле Корбюзье.
Автор проекта не мог, разумеется, не учитывать и то, что в непосредственной близости, на площади Красных Ворот, Иван Фомин вовсю строит Народный комиссариат путей сообщения, претендующий на роль доминанты.
Ленточные и так называемые лежачие окна Наркомзема вступили в заметный контраст с гладко оштукатуренными цементными поверхностями. Асимметрию общей композиции подчеркнули скругленные углы.
Внутренняя планировка сооружения решалась рационально — свободно перетекающими пространствами. В здании удалось внедрить и новинку, так называемые патерностеры. Эти лифты непрерывного действия с кабинами без дверей были рассчитаны на двух человек и на каждом этаже не останавливались. Принцип работы столь необычного механизма напоминал движение колеса обозрения.
Щусев, 150-летие со дня рождения которого будем отмечать через месяц, проектированием этого масштабного общественного сооружения на Садовой-Спасской занимался в компании членов коллектива своей мастерской. Соавторами выступили коллеги-архитекторы — Александр Зиновьевич Гринберг, Георгий Константинович Яковлев, Исидор Аронович Француз, Дмитрий Дмитриевич Булгаков.
Команда под руководством Алексея Викторовича Щусева в 1928 году выиграла конкурс на проект здания Всероссийского Коопстрахсоюза. Надо сказать, что Щусев не переставал участвовать тогда во многочисленных архитектурных конкурсах.
В эти годы уже стартовали сталинские реформы, начиналась разработка плана первой пятилетки и коллективизации советской экономики.
Сохранились проектные чертежи щусевской группы. Например, лист с перспективой. На фасаде под часами видны надписи с названиями промысловых артелей и кооперативов: «жив-во», «пищепромсоюз», «меткопромсоюз», «всекохотсоюз».
Архитекторы, выиграв конкурс, получили солидный заказ и приступили к строительству административного сооружения. Стройка уже шла, но сам Наркомзем был учрежден только через год, постановлением ЦИК СССР от 7 декабря 1929-го, для «внесения единства в планирование и руководство сельскохозяйственным производством в масштабе Союза ССР и сосредоточение в едином центре непосредственного управления крупными сельскохозяйственными предприятиями».
К 1933 году проект был реализован с изменениями, но от угловых часов с двумя циферблатами, размещенных на уровне восьмого этажа, авторы не отказались. По ним и сегодня пешеход может узнавать точное время.
Архитектурная доминанта Садового кольца с недавних пор обрела оранжево-красный цвет и охранный статус объекта культурного наследия регионального значения (1987). Сегодня памятник архитектуры конструктивизма занят Министерством сельского хозяйства РФ.
К моменту завершения строительства здания Наркомзема к концу подошел и недлинный роман Виктора Щусева с конструктивизмом. На повестке дня тогда уже стоял поворот к советскому классицизму, который архитектор встретил со спокойствием и фразой «Государство требует пышности».
Фото: Максим Мухин, pastvu.com