Почта России соответствует имиджу — предпочитает не торопиться. Это касается не только доставки корреспонденции адресату, но и реставрации объекта культурного наследия регионального значения, вверенного заботам ведомства.
Доминанта Мясницкой улицы — Почтамт полтора десятка лет стоит, укрытый материями фальшфасада. Москвичи успели подзабыть, как он выглядел. О гостях столицы нечего и говорить.
Уже в 2006 году исследование диагностировало износ здания, не чинившегося с момента строительства, на 70%, однако обещанная реставрация и не думает начинаться.
2017
Градозащита в лице координатора общественного движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, досконально исследовавшего настоящую ситуацию, обращает наше внимание на ветшание, протекающую кровлю и в целом угрозу разрушения архитектурного ансамбля начала 1910-х годов, постройки архитектора Оскара Мунца при участии Леонида и Александра Весниных и инженера Владимира Шухова.
2019
Конструкции выдающегося инженера стоят в перекрытиях абсолютного большинства сооружений эпохи, где имелась необходимость в естественном освещении. Для Почтамта Владимир Григорьевич спроектировал трехслойный свод — фонарь под операционным залом. Его диаметр превышал 13 метров. Для каждого из слоев подбиралось определенное стекло, причем стекло богемское, обеспечивающее максимальное проникновение света и, разумеется, выдерживание максимальной нагрузки. Было оно рассчитано на силу ветра, осадки и прочие возможные в наших широтах природные явления. Кроме того, фонарь сохранял тепло в помещении. Между слоями Шухов предусмотрел рабочее место стекольщика, чистившего и заменявшего стекло при необходимости. Сложность также заключалась в том, что обширное пространство операционного зала Почтамта (Мясницкая, 26), одного из самых больших в Европе по тем временам, почти не имело опор. На галереи, отделанные ажурными решетками, можно было легко взбежать по винтовым лестницам, расположенным по периметру зала.
Прообразом ему послужил холл почтамта в Париже.
1913
Центр оставался весь свободным, колонны же были разнесены по сторонам главного зала. И несущие колонны эти сегодня пребывают в самом плачевном состоянии, под грибком и коррозией. Слои драгоценного чешского стекла выходят из металлических пазов, давая возможность осадкам стекать вниз.
Землю у Мясницких ворот светлейший князь Александр Данилович Меншиков приобрел в 1699 году. Примерно там, где нынче Почтамт, красовалась усадьба петровского сподвижника. Подле нее, обильно обвешанная плодовым декором, стояла знаменитая Меншикова башня, церковь Архангела Гавриила, творение архитектора Ивана Зарудного. Стоит и ныне: из окон Почтамта хорошо виден древний храм.
В конце 1730 года двор Меншикова был пожалован в вечное потомственное владение князю Александру Борисовичу Куракину, в 1783 году продан графу Ивану Лазаревичу Лазареву (Лазаряну), одной из богатейших фигур екатерининской эпохи. В 1785 году на территории бывших меншиковских владений разместился корпус Отделения почтовых карет и брик. Мясницкая улица была удобна для транспортного сообщения.
Должность почт-директора тогда занимал действительный статский советник Борис Владимирович (Бурхард Вольфганг) Пестель, по происхождению саксонец, дед декабриста Павла Пестеля, которого Пушкин почитал как «одного из самых оригинальных умов».
Между делом заметим, что должность почт-директора была не без своих особенностей. Во-первых, важнейшие сообщения, поступавшие на Почтамт, прежде чем стать достоянием общественности, могли подвергаться цензуре. Или, это во-вторых, допущенные к частной переписке должностные лица пользовались служебным положением. К примеру, с почт-директором Константином Яковлевичем Булгаковым перестал встречаться Пушкин, когда ему стало известно, что тот вскрывает его письма к жене.
Наконец в 1792 году Московский почтамт выкупил за 50 тыс. рублей прежде арендуемую землю «в приходе церкви Гавриила Архангела, что на Чистом пруде, с каменным и деревянным всяким строением, с землею, с садом и фруктовыми в них деревьями».
Через 70 лет без малого для нужд почтового ведомства на сем участке в ренессансных формах выстраивается каретный корпус по проекту академика архитектуры Альберта Катериновича Кавоса, деда художников и архитекторов Александра Бенуа, а также Альберта и Леонтия.
Главный зал, 1982
К 1869-му каретный корпус приспосабливают для Московской телеграфной станции, надстроив этажом для аппаратной Морзе. Почтамт превращается в географический центр Москвы. Во дворе пассажиров ожидают дилижансы, почтовые кареты, экипажи.
В 1864 году в одном из флигелей проходят вечера Общества любителей художеств под председательством графа А. С. Уварова, где читают свои сочинения Фет, Майков, Островский, Плещеев, Писемский.
К началу XX века почтовый узел уже не справлялся с разросшимися объемами. Принимается решение в пользу строительства нового здания. Первый камень был заложен в 1910 году.
Оскар Рудольфович Мунц (1871–1942) — уроженец Одессы, сын генерального консула Нидерландов, выпускник Императорской Академии художеств, ученик Леонтия Бенуа. В советское время он еще спроектирует Волховскую ГЭС и умрет от голода в блокадном Ленинграде.
Почтамт — единственная постройка петербургского архитектора в Москве. Он представлял себе здание для древней столицы в византийском стиле, с арочными проемами, в полосатой кирпичной кладке. Коллеги, будущие конструктивисты братья Веснины, внесли свои рациональные коррективы, а инженер Леонид Новиков предложил свойственную Византии мозаику на сводах заменить стеклянным фонарем, сквозь который льется солнечный свет. Вход в Почтамт отмечен колоннами красного гранита и круглым куполом. Торжественное открытие нового здания состоялось 14 мая 1912 года.
Фото: @Павел Огородников, ©Екатерина Борисова/Wikimedia, ©Дмитрий Неумоин/Фотобанк Лори, pastvu.com