Здание ТАСС, Телеграфного агентства Советского Союза, хорошо известное любому горожанину, объектом культурного наследия не является, если кто не знал.
В присвоении этого охранного статуса образцу московского модернизма департамент культурного наследия Москвы в 2018 году отказал.
В настоящий момент фасады здания на Тверском бульваре, 2/28, ожидают так называемого капитального ремонта. А это означает — и это любой горожанин отлично знает — жди значительных искажений первоначального проекта.
Тревогу бьет градозащитное движение «Архнадзор». Союз архитекторов собирает подписи под открытым письмом, призывающим сохранить аутентичный облик беззащитного ТАССа.
«Осознание ценности архитектуры советского модернизма — как это произошло с памятниками конструктивизма — еще не пришло. Наиболее ценные объекты стремительно исчезают — то под слоем ремонта, то по причине сноса. Что от архитектуры общественных зданий этой эпохи останется, в частности, в Москве? Возможно, одни фотографии», — пишут архитекторы в своем обращении.
К сожалению, в представлении нынешнего поколения советский модернизм пока не зафиксировался как национальное достояние. Возможно, и не зафиксируется, поскольку неприязнь к советскому времени в умах рифмуется с этой архитектурой как его призраком.
В 1930-е годы у Никитских ворот на том месте, где ныне находится ИТАР-ТАСС, стоял очень московский двухэтажный домик с магазинчиком под народным названием «Угловой». Помимо торговли в доме располагались роддом и квартиры, в одной из которых недолго жил писатель Константин Паустовский.
Исторической ценности в этой дореволюционной постройке тогдашние эксперты не усматривали. На месте домика для переехавшего из Петрограда и ютившегося в разных помещениях Телеграфного агентства запланировали строительство небоскреба. Одно из проектных предложений в 1936 году составил архитектор Илья Голосов. Его двадцатиэтажная башня отвечала модным сталинским тенденциям и была пышно украшена колоннами и произведениями скульптуры. Проект Голосова, однако, так и остался эскизом на бумаге.
В следующий раз о небоскребе для Телеграфного агентства (название ТАСС оно получило в 1937 году) заговорили в 1960-х годах. Речь шла уже о башне в 26 этажей в духе интернациональной архитектуры из стекла, бетона и легкого металла. Предусматривались лифты, кондиционеры, столовая для сотрудников и парковка. Фасад на уровне последнего этажа должно было обнимать световое табло с бегущей строкой, полуметровыми буквами сообщающей свежие новости.
Собственно, табло сегодня имеется, но, как мы видим, небоскреба в узловой точке Бульварного кольца в настоящий момент нет. Здравые головы посчитали, что такое строение здесь будет несколько крупным, явно спорящим с окружающей средой.
Еще одна причина — неустойчивый характер почв в этой части Москвы. Двадцать шесть этажей урезали до тринадцати. А потом откусили до девяти, причем один из девяти этажей — технический.
Это произошло, что любопытно, даже не на стадии проекта, а уже во время стройки. Говорят, вето «отклонить» наложил первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Васильевич Гришин.
Озвучивалась идея: плавно, с перетеканием кровли одной в другую, соединить новое здание ТАСС с шестиэтажным, соседним со стороны Тверского бульвара.
Рядом стоял доходный дом Санкт-Петербургского страхового общества, сооруженный в 1901 году в стиле модерн по проекту архитекторов Александра Фелициановича Мейснера и Александра Устиновича Зеленко. Фасад этой исторической постройки украшали полукруглые окна.
Подобными формами оконных проемов намеревались украсить здание Телеграфного агентства.
Этот вариант также был отменен, хотя оригинальные окна с глубокими откосами, облицованные камнем, ТАСС таки приобрел, правда, больше они смахивают на большие экраны телевизоров, символизирующие как «окна в мир», так и окна РОСТА (прежнее название учреждения — РОСТА, Российское телеграфное агентство).
Из-за крупных окон здание кажется четырехэтажным. Окна на фасаде чередуются с вертикальным ритмом узких ниш.
Финальный проект принадлежит авторскому коллективу, возглавляемому Виктором Сергеевичем Егеревым (1923–2016), построившему в Москве Дворец пионеров на Воробьевых горах, музыкальное училище им. Гнесиных на Поварской, создавшему интерьеры станции метро «Краснопресненская». Также в списке авторов здания ТАСС (1965–1977) А. А. Шейхет, З. Ф. Абрамова, Г. Л. Сирота.
Центральный вход в кубический объем здания отметили огромным шаром из бронзы и меди, символизирующим планету Земля и намекающим на присутствие ТАСС по всему миру.
Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com