Дом недели: Зоологический музей на Большой Никитской - Москвич Mag
Евгения Гершкович

Дом недели: Зоологический музей на Большой Никитской

2 мин. на чтение

Угол, где Большая Никитская улица примыкает к Моховой, отмечен полуротондой с порталом, фланкированным полуколоннами тосканского ордера. В фасадную, внизу покрытую рустом, плоскость интегрирован обильный тематический лепной декор. Изображения волков, медведей, зайцев, ящериц, белок, летучих мышей, сов с порога представляют зоологическое многообразие, то есть то, чему здание, собственно, посвящено. Кстати, некогда здесь работал академик Владимир Иванович Вернадский.

Выдающийся образец неоклассицизма, ныне объект культурного наследия регионального значения, строился специально, чтобы стать естественнонаучным музеем. До конца этого года фасады корпусов Зоологического музея Московского государственного университета  (Большая Никитская, 2) вместе с лепниной будут отреставрированы. Город восстанавливает утраченные элементы, приводит в порядок белокаменный цоколь.

1908

 

Акинфий Демидов, сын тульского оружейника Никиты Демидова и владелец процветающих уральских чугунных заводов, стал создателем первой у нас коллекции руд и минералов. В ее основу лег приобретенный Демидовым во время поездки по Саксонии минеральный кабинет Иоганна Фридриха Генкеля, немецкого врача и химика, специалиста по горному и маркшейдерскому делу. В свое время Генкель содержал в городе Фрайбурге горную школу, среди учеников которой был и Михайло Ломоносов. 

Меценат Демидов, дополнив «славный кабинет» Генкеля образцами уральских и сибирских руд, засушенными и заспиртованными остатками животных и растений, а также книгами, в 1755 году подарил это «собрание натуральных и куриозных вещей» Московскому университету на Моховой улице. Десятки шкафов составлял этот Натуральный кабинет, в 1791 году получивший название Кабинета натуральной истории. Эта дата считается годом основания музея. 

1970

Обширная его коллекция регулярно пополнялась ценными дарами, в том числе Семятическим кабинетом, собранием княгини Екатерины Дашковой со знаменитой левой челюстью ископаемого носорога. В 1804 году Кабинет натуральной истории возглавил выпускник Геттингенского университета Иоганн Готтгельф Фишер, знаток музейного дела, человек кристальной честности. Став директором музея, он немедленно подарил ему свою собственную коллекцию, состоящую из редких скелетов и ископаемых. Главный принцип Фишера был таков: «Тот, кто является хранителем огромной коллекции, тот не имеет права иметь собственную коллекцию». 

В 1812 году музей перенес пожар. Очень много ценнейших экспонатов тогда погибло. В нынешней экспозиции сохранилась жертва того исторического катаклизма — обгоревшая раковина моллюска. 

Проект отдельного здания для значительно расширившегося от постоянно поступающих экспонатов собрания Попечительский совет Московского университета в 1896 году заказал Константину Михайловичу Быковскому. Тогда занимавший пост главного архитектора университета представитель художественной династии, ученик Николая Бенуа, предложил комиссии вариант двухэтажного музейного здания со стеклянными сводами, потолочными перекрытиями и большими окнами, дающими музейному пространству много света. В корпусе, примыкающем к основному, автор предусмотрел помещения для зоологической кафедры университета и кафедры сравнительной анатомии. В 1902 году проект Быковского, ставший классическим образцом естественно-научного музея, был наконец реализован. 

Сегодня в витринах под его высокими сводами застыли чучела большой панды, странствующего голубя, полный скелет стеллеровой коровы и прочих истребленных человеком животных, а также экземпляры рыб, зафиксированных в спирте, амфибий, рептилий, кораллов, высушенных насекомых, множество минералов, экспонируемых в соответствии с географией месторождений и классификацией. А еще залы украшают полотна художников-анималистов, таких как Василий Ватагин, Николай Кондаков, Алексей Комаров.

Фото: Diego Coppola, Aleksei Golovanov / Shutterstock.com, Оксана Гильдеева/um.mos.ru, pastvu.com

Подписаться: