Москва — город с богатой историей, наполненный постройками разных эпох. Здесь соседствуют небоскребы и гиперболоидные конструкции, ностальгические хрущевки и расписные терема, особняки с рустами, конструктивизм, модерн и сталинский ампир. Несмотря на то что сегодня в городе создают преимущественно современную архитектуру, искусство «творить красоту» не утрачено, а многие стили получают новое прочтение.
Например, торжественный и изящный стиль ар-деко. Это не только красивая фантазия об элегантных джазовых временах, а способ мышления, помещающий человека в тотально эстетическую среду. Ар-деко хранит ценности прошлого, при этом принимая блага технического прогресса. Отрицает аскетизм и приветствует умение видеть красоту во всем, включая детали быта.
Чтобы прикоснуться к истории этого стиля, мы решили рассмотреть шесть московских объектов разных лет, в которых воплотились красота и смыслы ар-деко. От станции метро с мозаичными панно до нового дома с пентхаусами, растворяющимися в облаках.
Зал станции метро «Маяковская»
Год завершения строительства: 1938
Архитектор: Алексей Душкин
Архитектура московского метрополитена не зря считается одной из самых впечатляющих в мире. Сразу несколько станций выполнены в стиле ар-деко, чтобы подчеркнуть масштабность проекта. Станция «Маяковская» дарит пассажирам ощущение легкости и простора. Высокие колонны и арки, отделанные сталью, декоративные купола с мозаичными панно — эти элементы в оформлении делают зал ярким примером ар-деко.
Ким Ен Гир, руководитель российского бюро Artel Architects: «Зал станции “Маяковская” — яркий пример удачного синтеза архитектуры и монументального искусства. Эллипсовидные купола, которые отсылают к римскому Пантеону, украшают мозаики, выполненные по эскизам Александра Дейнеки. Кроме этого, вестибюль отделан разными материалами: от нержавеющей стали до камня редких пород. Энергичный полукруг стальной арки обрамляют полоски ярко-розового дендритового родонита и красно-бурого мрамора.
Эти приемы и талант искусно их применившего архитектора Алексея Душкина позволяют говорить о павильоне станции метро “Маяковская” как о знаковом и одном из лучших образцов советского ар-деко в Москве».
Военная академия РККА им. Фрунзе
Год завершения строительства: 1937
Адрес: пр. Девичьего поля, 4
Архитекторы: Лев Руднев, Владимир Мунц
В архитектуру здания изначально была заложена идея о выражении мощи Красной Армии. Сила замысла — в лаконичности его воплощения. Бескомпромиссно прямоугольная форма Академии производит монументальное впечатление.
Денис Шлесберг, исполнительный креативный директор брендингового агентства «Артоника», создавшего первое русскоязычное издание на тему ар-деко — книгу «Ар-деко. Стиль как достижение»: «Проектируя академию, архитекторы явно стремились выразить военную мощь СССР. В метафорическом смысле — оборонной системы советского государства. Макет самой современной в 1930-х годах военной техники — танка — был частью архитектурной композиции при воплощении замысла.
Эта выразительная брутальность — главный признак, по которому проект можно отнести к стилю ар-деко. Когда во всем мире этот стиль символизировал прежде всего роскошь, в СССР она была запрещена. Поэтому ар-деко в советской архитектуре утверждал идею не роскоши, а власти. Куб и его производные в проекте Академии часто трактуют как оммаж на исторические культовые здания. Однако форма здания скорее родственна фортификационным решениям, которые применялись в годы строительства академии».
Дом «Достижение»
Год завершения строительства: 2024
Адрес: ул. Академика Королева, 21
Архитектор: Ким Ен Гир
Новые здания в стиле ар-деко появляются в Москве редко. Тем более жилые. Поэтому дом «Достижение» от девелопера Sminex стал настоящим архитектурным событием. При его создании вдохновились эстетикой родственного ар-деко сталинского ампира, ведь рядом находится ВДНХ. В архитектуре дома нашла отражение уже новая эпоха достижений человека.
Изящность, геометричность, декоративные карнизы и капители — все это воплощает торжественность ар-деко. Градиентная цветовая растяжка от темного внизу к светлому вверху и стремящиеся ввысь пики создают иллюзию, что здание растворяется в облаках. Из окон и с террас пентхаусов открываются панорамные виды на 651 гектар разнообразных парков и Останкинскую телебашню.
Выдающуюся архитектуру дома «Достижение» дополняет комфортная среда для жизни: собственный ландшафтный двор-парк площадью 1,7 гектара с прудом, зонами отдыха, спортивными площадками и игровыми пространствами для детей. А со стороны главного фасада — городской пешеходный бульвар с фонтаном, бьющим на высоту 5 метров, и торговой галереей на первом этаже дома.
Ким Ен Гир: «Фокус на неоклассике, сталинском ампире и ар-деко обусловлен стремлением придать фасаду торжественности. Именно для этих архитектурных стилей характерна демонстрация роскоши и достижений — человеческих и строительных. Знаковая локация на стыке города и природы, а также масштаб проекта превратили «Достижение» в новую доминанту Останкино. Желание создать яркий и запоминающийся образ в конечном счете и определило облик и концепцию дома».
Павильон ВДНХ №27 «Физкультура и спорт»
Год завершения строительства: 1940
Адрес: пр. Мира, 119, строение 27
Архитекторы: Фаня Белостоцкая, Макс Краевский
Одна из ключевых характеристик стиля ар-деко — сочетание в архитектуре разных текстур. Фасады 27-го павильона ВДНХ выполнены из белого мрамора, а остекленные двери — из натурального дуба. Еще одна особенность — форма здания в виде пятиконечной звезды. Таких строений в Москве всего три.
Ким Ен Гир: «Символизм этого павильона выражен формой здания в виде пятиугольника, представляющего пятиконечную советскую звезду. В оформлении фасадов использованы знамена, а кровлю венчает пятиконечная башенка. Архитектура павильона отражает дух времени и спортивные достижения советского народа».
Многие считают, что советское прочтение ар-деко слишком сильно отличается от европейских канонов. Но Ким Ен Гир подчеркивает: в этот стиле сочетаются классические и новые архитектурные приемы и формы, происходит своеобразное творческое переосмысление. Также среди общего с европейским ар-деко — интерес к архитектурной тектонике. Ребристость и уступчатость зданий, а также геометризованный историзм стали началом новой эстетики».
Библиотека им. В. И. Ленина
Год завершения строительства: 1958
Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5
Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко
Отнести здание Библиотеки им. В. И. Ленина к стилю ар-деко на первый взгляд непросто. Внешне оно не воспевает гедонизм и роскошь, нет сложных детализированных декоративных элементов. При этом ар-деко можно декомпозировать как точку равновесия между уже ушедшим прошлым и еще не наступившим будущим. В этом прочтении Библиотека воспринимается как монументальное и вневременное хранилище знаний — именно это и отражено в ее архитектурном проекте.
Денис Шлесберг: «Библиотека им. В. И. Ленина — наглядный пример смелого синтеза историзма и современности, характерный для ар-деко. Пропорциональная колоннада, напоминающая древние здания, конструктивистски геометрична — в итоге получился практически храм. Но это храм литературы, ведь религии места в советском восприятии мира не было. Здание и сегодня выглядит очень актуально, что характерно для многих шедевров ар-деко. Стиль настолько стремился опередить время, что в итоге его образцы часто оказываются вне времени.
Дополнительной ценности проекту добавляет обилие редких материалов в отделке — еще одна ключевая характеристика ар-деко. Известняк, черный гранит, мрамор, бронза, ценные породы дерева — все эти текстуры можно увидеть во внешнем и внутреннем оформлении».
Даниловский универмаг
Год завершения строительства: 1936
Адрес: ул. Люсиновская, 70, строение 1
Архитектор: Георгий Олтаржевский
Ар-деко принято ассоциировать с масштабом и монументальностью — например, с небоскребом Эмпайр-стейт-билдинг. В Москве же в этом архитектурном стиле построены не только государственные здания, но и Даниловский универмаг — место, которое мог посетить каждый советский гражданин. Здесь нет стремления утвердить власть или продемонстрировать мощь. Выбор архитектурного стиля в этом случае обусловлен желанием подчеркнуть стабильность повседневной жизни горожан.
Денис Шлесберг: «Если посмотреть на Даниловский универмаг под определенным углом, он похож на океанский лайнер, у которого лучше не стоять на пути. Эта застывшая стремительность составляет чуть ли не главную образную сущность ар-деко.
Почему вдруг продуктовый рынок, магазин удостоился чести быть спроектированным в стиле, который в СССР полагался только государственным объектам? Универмаг в советской символической системе был не просто магазином, а храмом торговли, убеждающим граждан, что жизнь идет своим чередом и все было, есть и будет, причем хорошо».
P.S. Есть ли будущее у ар-деко в Москве?
Денис Шлесберг: «У ар-деко в советской архитектуре была непростая судьба. Из-за того, что этот стиль возник из одержимости роскошью в перерыве между двумя мировыми войнами, возникало идеологическое противоречие с советской концепцией общественного устройства. При этом ар-деко выражал и одержимость прогрессом, перед очарованием которого строители коммунизма не могли устоять.
В мегаполисах XXI века прогресс и роскошь сроднились. Как и для многих мировых столиц, ар-деко актуален и для Москвы. Проекты, в которых присутствует современное прочтение стиля, появляются и будут появляться. Ар-деко, возможно, лучше других архитектурных течений выражает человеческое стремление одновременно и к созиданию, и к удовольствию».
Ким Ен Гир: «Ар-деко по-прежнему будоражит архитекторов. Вдохновившись этим ярким стилем, они создают впечатляющие проекты, в которых гармонично сочетаются историческое наследие с новыми технологиями и материалами. Для ар-деко точно есть своё место на архитектурном ландшафте Москвы как настоящего, так и будущего».
Фото: shutterstock.com, pastvu.com