Это мой город: директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова
О лыжне в парке «Кусково», художественных мастерских Пречистенки и макаронах по-флотски.
Я родилась…
В Москве. Впрочем, это была не совсем Москва, а самый конец Рязанского проспекта — место, куда было удобнее всего добираться на электричке. Главным достоинством его всегда считалась близость усадьбы Кусково, бывшего имения графов Шереметевых. Родители были одержимы турпоходами и лыжными прогулками, поэтому, если закрыть глаза, Кусково моего детства — это не объект наследия культуры, а скорее аллея, пруды, лыжня, парк, только ведущие куда-то во дворец.
Мир моего детства — это мир на кромке города и природы. Это московская земля, но не центр, а новостройки, соединяющиеся с классической дворцовой архитектурой.
Сейчас живу…
В центре. Вообще-то я урбанистка. Хотя мне часто в силу обстоятельств приходится жить не в Москве, душой я всегда на Пречистинке, там историческая квартира семьи мужа. И я стараюсь как можно больше бывать именно там.
В Москве люблю гулять…
В районе Хамовники: там Девичье поле, Новодевичий монастырь, бульвары, улицы, перетекающие в Пироговские переулки, Усачевский рынок. Кстати, давно я не была в Новодевичьем монастыре. Надо исправить.
Любимый район…
Пречистенка. Для меня это прежде всего мастерские художников от Академии художеств. Это атмосфера потаенных проходов и внутренних кварталов центра города, где за каждой дверью — мир гения, именитого или нет. Это тайная Москва, расположенная за линиями дневных маршрутов. Во дворах Левшинского переулка на прогулке с собакой или ребенком натыкаешься на служебные помещения прежних усадеб, где сейчас могут быть и мастерские, и салоны красоты, и кафе. Передо мной развертывается во всем многообразии новая жизнь старых зданий. Я не стала ни архитектором, ни строителем, но жизнь зданий меня всегда интересовала и вдохновляла. И если спросить меня, чем я искренне любуюсь, чем наслаждаюсь, я отвечу: жизнью зданий.
Нелюбимый район…
Район «Калужской». В детстве я занималась с репетитором математикой перед поступлением в Институт легкой промышленности (ныне РГУ им. А. Н. Косыгина) и часто ездила на «Калужскую» к нему на квартиру. Математика давалась с трудом. С тех пор, когда даже проезжаю по этому району, испытываю некоторое смущение. Странно, что наши чувства действительно могут так застревать во времени и в пространстве.
Бываю в ресторанах…
Я очень люблю итальянскую кухню, пасту в разных авторских вариациях. Начиная с макарон по-флотски и заканчивая изысканными соусами. Но при этом меня радуют все современные гастрономические поиски. Ресторан и траттория «Итальянец» недалеко от музея — вот куда я иногда сбегаю с работы на обед.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Все собираюсь доехать до «Лужников» — побывать в новом спортивном комплексе, выйти на станции «Воробьевы горы» и подняться по эскалаторной галерее. Я уже говорила, что я урбанистка. Меня очень интересует реновация в городе, успешные кейсы. Ленгоры — это мои юношеские прогулки, свадьбы друзей, кафе… Все это осталось для меня в прошлом — я там долго не была. А сегодня это место силы, где новые поколения планируют отдых, занятия спортом, куда приводят детей. И в будущем они будут вспоминать это место так же, как я вспоминаю его сейчас. Урбанистика, когда она срабатывает, вызывает у меня восторг.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москва — город, с одной стороны, принимающий очень много деятельных и желающих творить людей, а с другой — требующий от них огромной сосредоточенности. Это город сильных людей, каждого в своем. В москвичах есть интровертность. И поэтому не получается увидеть расслабленных москвичей. Любой москвич, откуда бы ни были его корни, узнается по степени собранности, сконцентрированности, по таймингу.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Служба доставки. Для меня Москва — это архитектурный восторг. Это Москва-река, Смоленская, Парк культуры. У города есть широта. В проспекты Москвы с самого начала закладывали мысль о присутствии неба. И это лучше, чем в других городах.
За последнее десятилетие в Москве изменилось…
Мне нравится, что исчезли паутина проводов, палатки, и, как ни странно, мне нравится плитка, но когда она качественно положена. В Лондоне, например, плитку не меняют каждый сезон. Как они положили свои роскошные базальтовые плиты, так они и лежат.
А вот освещение бульваров не нравится. Меня укачивает от такого агрессивного многоцветия.
Хочу изменить в Москве…
Качество строительства, но я не эксперт. Люди страдают и в новостройках, и в элитном жилье. Нужно, чтобы отличные замыслы воплощались хотя бы в сравнимом с ними качестве. Например, московские вокзалы. Практически все они как здания приведены в порядок, но чтобы туда попасть, надо пробираться через временные постройки, прыгать через ямы. Иными словами, хотелось бы убрать привычку к откровенному неудобью для людей.
В Москве не хватает…
Уверенности в тайминге. Мне очень трудно запланировать перемещение в Москве. Но это типично для мегаполиса. Я тут говорю как автомобилист со стажем. Я говорила, что ритм, сконцентрированность — это характерная сильная сторона Москвы. Но она же является и слабостью: даже при наличии зеленых зон, кафе и так далее город не дает расслабиться никому. Деловое доминирует. Даже дети заняты. Все поставлено на время.
Если не Москва, то…
Москва… всегда Москва. У меня нет «или». Но именно как москвич я могу оценить любые другие места. Например, Калининград. Недавно как раз была там в командировке. Музей янтаря, необычная и величественная история города, кухня, гастрономия.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
На выставках. Я хожу в галереи, музеи, мастерские художников, реже — на концерты. Шопинг никогда не планирую: если попадаю случайно в какое-то новое место, узнаю новое имя дизайнера, модельера, художника, то тогда могу что-то и купить.
О планах и текущих проектах…
В этом году мы отмечаем знаменательную дату — 140 лет кустарному музею московского земства, преемником и хранителем коллекции которого является наш музей. В честь этого юбилея мы воссоздадим часть экспозиции кустарного музея — витрину с подлинными предметами, которые более ста лет назад были представлены в залах кустарного музея в Леонтьевском переулке. А еще осенью этого года у нас запланирован масштабный выставочный проект «От ткани до космоса: авангардистки дизайна». Более 200 произведений декоративного искусства и дизайна позволят показать роль женщин в формировании визуальной культуры нашей страны. Самым ярким экспонатом станет реконструкция капсулы космического корабля «Союз» с интерьером, созданным первым в мировой истории космическим архитектором Галиной Балашовой.
Фото: предоставлено пресс-службой