О незнании молодежью московских улиц и о том, что будет, если отключат навигацию, о простом способе проверить качество ресторана по блюдам из баклажанов и о только что открывшейся выставке Александра Джикии «40 лет в строю» в Российской академии художеств на Пречистенке.
Я родился…
В Баку. Занимался плаваньем, водным поло. Везде, куда ни пойдешь, было море, чистейшая вода, кроме городской черты, где была нефть. Плавать любил на диких берегах Апшеронского полуострова, где не было пляжей. Самое важное — это встретить там каспийских морских котиков. Но я грезил небом и авиацией. Потому, окончив школу, в 16 лет уехал учиться в город Выборг в вертолетное училище гражданской авиации. Месяц назад навещал те места — здание до сих пор стоит, прямо возле вокзала. Три года жил и учился в Выборге, потом полтора года провел на стажировках, летал в Тюмень, Краснодар, Майкоп, Нижневартовск…
Далее начались мои эксперименты с поиском профессии, выходом на культурные слои того времени. Поступил в МАИ на экономический факультет, где в те времена учились великие юмористы, писатели-сатирики, в том числе Леон Измайлов. На третьем курсе уже работал в ДК МАИ, занимался устройством и администрированием концертов, КВН, спектаклей в студенческом театре, художественным оформлением советско-индийского фестиваля.
У меня были трудовая книжка и куча свободного времени. Я практически жил в этом легендарном Доме культуры на Дубосековской улице, через который в свое время прошли и Аркадий Райкин, и Михаил Задорнов, и Алла Пугачева, и группа «Лицедеи». С тех пор люблю эти места, особенно поселок Сокол.
После института по распределению в ДК МАИ работать я не пошел. С друзьями-художниками мы придумали выставку и в 1985 году провели ее в помещении будущей L-галереи на Октябрьской улице. Там я по бартеру сделал ремонт, и две недели мы показывали работы Владимира Самсонова и Ильи Булавина. Даже продали две картины немецкому журналисту.
Сейчас живу…
За городом. Москва для меня каждый день как новый поход в музей, где меня ждет встреча с художниками или вернисаж.
Люблю гулять…
Зимнее время — самое подходящее для прогулок по бульварам начиная с Гоголевского и заканчивая Чистопрудным. Мне нравится идти, хрустя снегом, в отсутствии людей, когда все спят, по ночам.
Любимый район…
Люблю Замоскворечье, где еще сохраняется облик старой Москвы, с похожими друг на друга доходными домами под желтыми фасадами, с белой облицовкой окон и балконов, зелеными крышами. Чтобы открыть галерею, специально искал место в этом районе.
К счастью, Замоскворечье пока еще не застраивают мутными сундуками высоток, портящими город. Может, потому что почва тут не особенно крепкая — пока не придумали, как усилить фундамент.
Мне нравился район Остоженки и набережной до тех пор, пока его не застроили так называемой «Золотой милей», а все бревенчатые домики срубили под корень.
Нелюбимый район…
Там, где стоят огромные безвкусные дома и непонятно, где там и гулять-то. Не люблю Марьино и районы всяких пойм, где раньше были промзоны и до сих пор торчат эти трубы. Боюсь и проскакиваю эти места очень быстро.
Любимые рестораны…
Не люблю помпезных столов, накрытых дорогим хрусталем. Люблю рестораны, где вкусно кормят настоящей, понятной едой. В Москве многие рестораны отличаются потрясающими, очень высокого качества поварами и меню. Чего только тут нет! В Петербурге, впрочем, та же история. Когда прихожу в новый ресторан, всегда прошу посоветовать блюдо, которым здешний повар гордится особенно. Впрочем, сам я проверяю ресторан через баклажаны. Если они есть в меню, первым делом их и заказываю. Испортить баклажан может каждый, а тот, кто не испортил, преподнесет его вкусно.
Люблю понятную кухню шеф-повара Валентино Бонтемпи и его «Пинцерии». Моя любимая «Пинцерия» — в Большом Знаменском переулке. Могу взять пинцу, пасту, равиоли, и всегда это будет приготовлено по рецепту, лично контролируемому Валентино. Знаю, что не отравлюсь и не разочаруюсь.
Место в Москве, куда давно собираюсь, но никак не могу попасть…
Куда хотелось бы вернуться, но никак не получается — это Нескучный сад, особенно в утренние часы, когда там поют реальные соловьи, а не искусственные птицы. И в реальной тишине прогуляться….
Отличие москвичей от жителей других городов…
У жителей других городов в Москве глаза пребывают в постоянном метании. Они боятся заблудиться, выйти не на той станции или платформе. У москвичей взгляд более уверенный — они знают, куда идут, и знают, что не потеряются. Потому и не суетятся, идут уверенной поступью.
Но все чаще встречаю москвичей, которые плохо знают свой город. Молодежь, третье поколение москвичей, например, совсем не знает улиц. Отключат навигацию — и люди погибнут в городских трущобах. Зависимость от кнопки.
В Москве лучше, чем в мегаполисах…
Москва с ее широкими улицами, оформлением, ночной подсветкой, конечно, выделяется среди мегаполисов. Она в первой тройке. Меня впечатляют до сумасшествия Нью-Йорк, Париж и, конечно, Сан-Франциско с его склонами, горками, океаном, безумным мостом. Но я еще не был в Китае.
В Москве изменилось…
Город стал немного нервным на дорогах, в метро, в транспорте вообще. Это человеческие наблюдения. Если говорить о внешних изменениях, то, кажется, Москва стремится переплюнуть Америку многоэтажностью и точечными застройками. Не очень правильно выбранный соревновательный процесс — Москва должна оставаться Москвой, со своей изюминкой, как Петербург. Это один из моих любимых городов, где я провел много времени и два года имел галерею на Большой Морской, в здании Союза художников.
Питерцы свой город отстояли. Их усилиями достопримечательная газпромовская игла была выселена из черты города. Но стоило воткнуть ее где-то в центральном пространстве Петербурга, рядом бы тут же возник частокол из зубов, как это произошло в Москве, в частности в «Москва-Сити».
Мне не хватает в Москве…
Горизонтов. Москва и Подмосковье все застроены заборами, все в гофре, как будто на военных базах. Когда в Москве с каких-нибудь верхних этажей удается увидеть горизонт, уже радость. Раньше можно было любоваться далями на Поклонной горе, в парке «Покровское-Стрешнево». Сейчас все застроено, не получается «высоко сидеть, далеко глядеть».
Хочу изменить в Москве…
Меня раздражают плевки на асфальте, жвачка, окурки, выброшенные из машины. И я задаю себе вопрос: неужели это москвич так себя ведет или это приезжий, к которому надо проявить снисхождение? Вижу, что такое поведение становится трендом. Курение ограничено, улицы стали чище, но остаются плевки.
Если не Москва, то…
Пожалуй, остался бы в Москве, а так мне всегда были интересны острова в море. Ведь я вырос на море, и мне важно, чтобы была соль, бриз… Симпатичны мне тропические места. Например, Мадейра или Тенерифе — острова рисковые, сейсмические, непостоянные… Но, живя там, я бы застрелился от тоски. Жить надо там, где есть драйв. А драйв там, где ты живешь, потому что ты его сам и создаешь.
Где меня можно застать кроме дома и работы….
Люблю ходить на концерты и в театры. Например, можно смело идти смотреть спектакли в Театре Наций и театре Петра Фоменко и не разочароваться.
Люблю прогулки. Только пешком. По Москве надо гулять только пешком.
Только что…
В Российской академии художеств на Пречистенке мы открыли выставку Александра Джикии «40 лет в строю». Его же проект «Жесть» почти параллельно был запущен в Krokin Gallery.
Александр Джикия — член-корреспондент Академии художеств, художник-испытатель и исследователь. Он не боится никакого материала, работает и на стекле, и на жести, и на кальке, и на дереве. Архитектор по образованию, прекрасный преподаватель, которого обожают студенты. Джикия умеет рисовать обоими руками, сочинят стихи, предлагает собственную версию доказательства теоремы Пифагора.
Счастлив, что у меня в галерее много гениев и выдумщиков, художников, через призму искусства которых мы изучаем самые разные явления.
В сентябре открываем сразу две сольные выставки художника невероятной энергии Александра Пономарева: 8 сентября «Дорожная карта» в Krokin Gallery, 22 сентября «Я безумен только в Норд-Норд-вест» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
В октябре покажем архитектурные рисунки Сони Инфанте.
Фото: представлено пресс-службой галереи